rjasny-1200x675

Украшения древней Руси

На Руси всегда любили украшения. Об этом сохранилось немало исторических свидетельств.

Носили их и женщины, и мужчины, независимо от занимаемого статуса в обществе. 

Но все не так просто…

Древние люди считали, что через отверстия нашего тела могла вылететь душа человека, или, наоборот, могло проникнуть внутрь какое-нибудь недоброе волшебство.

Не слишком доверяя своей способности противостоять злу, люди старались защититься с помощью предметов из кости, дерева или металла.

Конечно, дерево предпочиталось «благородных» пород: дуб, береза, сосна.

Кость должна была быть от сильного неустрашимого животного: медведя, тигра.

Но лучше всего для охраны души и тела подходили металлы и драгоценные камни.

Старославянские мифы роднят золото и серебро с солнечным светом и молниями бога Перуна – главного из языческих богов.

Украшения надевали не столько «для красоты», сколько в качестве амулета, священного талисмана. 

Древнеславянский женский наряд включал в себя гораздо больше украшений, нежели мужской.

Во-первых, женщина рожает детей.

Во-вторых, именно женщина оказывается носительницей древней мудрости племени, его мифов и легенд.

В глазах наших предков женщина не только не являлась «сосудом» злых сил – наоборот, она была существом куда более священным, чем мужчина. А значит, ее, как и все священное, требовалось особенно бережно охранять.

Отсюда – при мало-мальском достатке – и золотая парча девичьих налобных повязок, и многоцветные бусы, и перстни.

На Руси богатые люди любили дорогие украшения с драгоценными камнями, редкие ткани, не жалели на них денег, часто демонстрировали.

Но и простолюдины старались как-то украсить свои одежды, а на праздники надеть всё самое лучшее.

Яркое ювелирное искусство русских мастеров отличается пышностью декора и богатством красок.

А стиль русских мастеров XVI-XVII веков называется именно так – «Русское узорочье».

В этих украшениях узоры созданы яркими самоцветами, камнями самого высокого достоинства – сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью, бирюзой и, конечно, любимого всеми и во все времена речного жемчуга – сокровища русских северных рек.

Особенностью русских украшений является обилие растительного сканного орнамента, повторяющего морозные узоры на оконном стекле, применение многоцветной эмали, чаще белой и голубой, как небо Русского Севера, черни глубокого тона, гравировки и рельефных чеканных узоров.

Украшения встречаются гладкие литые и ажурные сканные.

Жители Руси XVI-XVII веков украшали свои длинные и широкие одежды, многочисленными драгоценностями, одни из которых пристёгивались, нашивались, другие накладывались.

Украшения древней Руси
Украшения древней Руси

Но обо всем по порядку…

И начнем, конечно, с кокошника.

Когда именно в русском женском костюме появился кокошник неизвестно.

Само название «кокошник» происходит от слова «кокошь» – петух, курица.

Впервые употребление этого слова зафиксировано в XVII веке. Существует несколько версий того, как кокошник пришёл в русский народный костюм.

Одна из популярных версий появления кокошника – византийская.

Ещё в античности знатные гречанки украшали свои причёски диадемами, которые крепились при помощи лент.

Правда, такие венцы могли носить только незамужние девушки.

Замужние женщины должны были набрасывать на голову специальное покрывало.

Высока вероятность, что в период активной торговли между Русью и Византией дочери князей могли познакомиться c византийской модой. Так и пошла традиция высоких женских головных уборов. 

Подражать высшему сословию начали и другие слои населения, и уже через некоторое время костюм русской красавицы не обходился без кокошника, расшитого бисером, золотом или жемчугом.

Кокошники были девичьи, не закрывающие волосы, и женские.

Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с еще дохристианскими религиозными представлениями.

В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей и т. д.

Правда, есть и монгольская версия происхождения кокошника, приверженцы которой утверждают, что у монгольских женщин был похожий головной убор.

Так или иначе, но кокошник стал органичной частью русского костюма замужних богатых женщин.

Украшения древней Руси
Украшения древней Руси

Наряду с кокошниками популярным головным убором древней Руси считалась

кика рогатая.

Она представляла собой корону, похожую на месяц, только рогами вверх.

Считалось, что луна определяет судьбу человека и воплощает в себе силу женской энергетики.

 Таким образом рогатый убор защищал свою хозяйку от дурного глаза и злых духов.

Как тонкие рожки молодой луны символизируют плодородие, так и углы короны были женским символом продолжения рода.

При этом рога изменялись в зависимости от возраста женщины и ее семейного положения. 

Кички бережно хранились и передавались по наследству.

Бедные крестьянки украшали их узорами, кружевом, бусинами и даже гранеными стекляшками.

Впервые кика упоминается как «чело кичное» в документе, датированным 1328 годом. 

Украшения древней Руси
Украшения древней Руси

Но пошли дальше…

Металлический обруч, надетый на шею, казался древнему человеку надежной преградой, способной помешать душе покинуть тело.

Его называли «гривной».

Древние славянские мастера делали гривны из меди, бронзы, биллона (меди с серебром) и из мягких оловянно-свинцовых сплавов, нередко покрывая их серебром и позолотой.

Драгоценные гривны делались из серебра.

Древние славяне носили разные виды гривен, отличавшиеся способом изготовления и соединения концов.

И конечно, каждое племя предпочитало свой, особенный вид.

Дротовые гривны делали из «дрота» — толстого металлического прутка, обычного круглого или треугольного в разрезе.

Кузнецы перекручивали его клещами, раскалив на огне. Чем горячее был металл, тем мельче получалась «нарезка».

Чуть позже появились гривны из ромбического, шестиугольного и трапециевидного дрота.

Их не скручивали, предпочитая выбивать сверху узор в виде кружков, треугольников, точек. Эти гривны находят в курганах X – XI веков.

Были и похожие, только соединенные не замочком, а просто далеко заходящими друг за друга концами.

Разомкнутые концы таких гривен находились спереди, красиво расширяясь.

Зато тыльная сторона, прилегающая к шее, круглая, чтобы удобнее было носить.

Их обычный орнамент состоял из треугольников с выпуклостями внутри.

Археологи их называют «волчий зуб».

В XI – XII веках стали соединять концы гривен красивыми квадратными бляхами, штампованными или литыми.

Некоторые шейные обручи, сделанные из толстой или бронзовой проволоки, носили «просто так», без дополнительных украшений. Но если железная или цветная проволочка была достаточно тонкой, на нее нанизывали бусы, круглые бляхи, иноземные монеты, бубенчики.

Самыми многочисленными были гривны витые.

Славянские умельцы свивали их разными способами:

«простым жгутом» — из двух-трех медных или бронзовых проволочек

и «сложным жгутом».

Иногда простой или тонкий жгут обвивали сверху тонкой крученой проволочкой.

Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси

Не обошлось на Руси и без бус.

Зачастую на нить или конский волос были нанизаны крупные бусины одинакового или разного диаметра.

Для их изготовления использовались различные материалы, такие как металл или камень.

Бусы тоже, естественно, носили магический характер. Они оберегали уязвимые места от нечистой силы, злых духов и дурного глаза.

Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси

Кроме бус, Русичи любили

Ожерелье

Ожерелье получило свое название от слова «жерло», обозначающего шею.

Оно имело форму лежачего или стоячего воротника, расшитого камнями или жемчугом.

Простые люди не могли себе позволить роскоши, поэтому ожерелья мастерили из металла, бисера или бусин.

В древней Руси насчитывалось несколько видов подвесов, отличающихся между собой формой, длиной, орнаментом и плетением.

Большим спросом пользовались гайтаны, грибатки и жгуты (колодочки). 

Носить ожерелье могли не только женщины, но и мужчины.

Считалось, что звук, издаваемый подвеской при ходьбе, отпугивает нечистую силу и снимает злые чары.

Особо ценились объемные ожерелья из бисера, поскольку крестьяне верили, что стекло позволит сохранить здоровье.

Сведения об украшении часто встречаются в документах ХVII века, однако первые упоминая о таких подвесах датируются началом ХI столетия.

Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси

Естественно, ожерелья (и не только ожерелья) включали в себя

Подвески

Подвески носились на длинных шнурах или цепочках и крепились к платью на груди или на поясе.

Делались они из серебра, меди, бронзы и билона.

Чаще всего привески выступали в роли оберегов и исполнялись в форме языческих символов.

Различают до 200 типов различных видов подвесок.

Наиболее популярными были подвески символизирующие предметы быта (ложки, ключи, гребни) или богатства (ножи, топорики), привески в форме животных — птиц или коней, которые были символов счастья и неизменно сопровождались знаками солнца, а также геометрические привески — круглые, лунницы, крестики, ромбы и т.д.

Среди девушек особенно было популярны подвески в форме Луны, так как именно она считалась покровительницей незамужних.

Конечно, широко использовалась солнечная тематика, а также символы воды.

Все вышеназванные типы привесок просуществовали вплоть до XIII века.

Немного дольше, до XV века, просуществовали подвески-бубенцы.

Носили их в комплекте с другими привесками, шейными гривнами, венцами, но чаще всего – с карманами, у пояса или рукавов.

Будучи символами бога–громовержца, своим звоном они были призваны отгонять злых духов.

Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси

Украшение головного убора, укреплявшимся обычно возле висков, археологи назвали

«височные кольца» или «усерязи» или «Колты»

Колты крепили на головном уборе на уровне виска на сложенной вдвое цепочке или ленте.

Обычно они состояли из двух выпуклых пластинок, которые соединялись вместе и сверху ещё дополнялись дужкой для крепления.

В XI-XII веках наиболее распространёнными были золотые колты с эмалью разных цветов.

Часто по краю колта делали жемчужные обнизи.

В XII веке также появляются звёздчатые колты и украшения чернью.

Вообще колты можно признать одними из самых удивительных произведений прикладного искусства.

Русские мастера в поисках наилучшей игры света и тени умело оттеняли серебро и золото чернью, а иногда покрывали гладкую поверхность тысячами колечек, на каждое из которых нанизывали крошечное зёрнышко серебра.

Самым распространённым рисунком для колтов были изображения птицы Сирины или древа жизни.

Учёные это связывают с символикой свадебного обряда

Здесь птицы – символ брачной пары, а дерево – знак новой жизни.

Немного позднее на колтах стали появляться христианские мотивы, в том числе изображения святых.

Девочки-подростки, еще не вошедшие в возраст невест, совсем не носили височных колец или, в крайнем случае, носили самые простенькие, согнутые из проволоки.

Девушки-невесты и молодые замужние женщины, понятно, нуждались в усиленной защите от злых сил.

Их височные кольца, поэтому, особенно нарядны и многочисленны.

А пожилые женщины, преставшие рожать детей, постепенно отказывались от богато украшенных височных колец, передавая их своим дочерям.

Крестьянские мастера изготавливали их из медных и железных сплавов.

Различные формы колтов определяли происхождение женщины и ее род. 

В женщине, надевавшей колты, была особенная плавность и величавость в походке, она «выступала будто пава».

Многие украшения требовали от неё царственной осанки, спокойных движений, достоинства.

Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси

Серьги «русского узорочья»

были оригинальны и разнообразны по форме.

Они были унизаны драгоценными камнями, жемчугом, перламутром, кораллами, бирюзой и цветными стеклышками, украшены затейливыми завитками из сканных жгутиков или серебряными цилиндриками, усыпанными зернью.

Особенностью являются серьги новгородские «голубцы», которые не встречаются в таком варианте ни у каких других народов.

Их форма напоминает фигурки двух птиц, обращенных друг к другу клювиками или спинками.

Серьги из Сольвычегодска и Великого Устюга часто были декорированы жемчугом и расписной эмалью.

Московские мастера-умельцы украшали серьги сканью и эмалью, камнями и жемчугом, любили серьги с подвесками, которые были по-особенному нарядны и представляли собой образец художественного совершенства.

Нужно отметить, что до начала ХVI века, серьги не были особенно популярны.

Однако со временем на них появился большой спрос, породивший появление мастеров-сережечников.

Причем их носили не только женщины, но и представители сильного пола.

Различие состояло в том, что мужчины, преимущественно воины, надевали серьгу только на одно ухо.

Автор первой истории русского костюма А.Н. Оленин так пишет:

«…ношение в ушах серьги долгое время оставалось в обычае у князей Русских. Мы видим, что в 1356 году Великий Князь Иоанн Васильевич завещает двум своим сыновьям…по одной серьге…».

Украшения играли роль талисманов и оберегов.

С течением времени, ношение сережек меняло свою роль, то теряя, то снова набирая популярность.

Крестьянин, носивший одну серьгу в ухе, так показывал свою принадлежность хозяину.


Мода на одну серьгу у мужчин вернулась в XVIII веке, а в XIX веке эта мода особенно процветала у военных в русских кавалерийских полках. Носили серьги не только офицеры, но и солдаты.

Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси

Мода на браслеты

появилась в середине XII века и держалась до начала XIV века

Браслеты – наиболее ранние из известных нам славянских украшений.

Они попадаются в кладах и при раскопках поселений начиная с VI века.

Слово же браслет пришло в наш язык из французского.

Древние славяне называли браслеты «обруч», т. е. «то, что охватывает руку», а также «зарукавья».

Их украшали драгоценными камнями и жемчугом, вставляли в них золотые цепочки.

Большое значение придавалось застежкам браслетов, которые украшали эмалями.

Точно неизвестно кто же носил обручи – мужчины или женщины.

На страницах летописей мы встречаем князей и бояр «с обручами на руках».

Древние славяне делали браслеты из разных материалов — из кожи, покрытой тисненым узором, из шерстяной ткани, из прочного шнура, обвитого тонкой металлической лентой, из цельного металла и даже… из стекла.

Несмотря на дешевизну, оживленную торговлю, стеклянные «обручи» не прижились среди сельского населения.

Судя по всему, деревенский люд предпочитал металлические браслеты, в основном из меди.

Носили их на правой и левой руках, иногда по несколько штук.

В большом ходу были браслеты, витые из нескольких проволок, «ложновитые», то есть отлитые в глиняных формочках по восковым слепкам с витых браслетов, а также плетеные – на каркасе и без каркаса.

Очень красивы и разнообразны «пластинчатые» (согнутые из пластинок металла) браслеты, кованные и литые.

С домонгольских времен сохранились браслеты еще одной разновидности – «створчатые», состоящие из двух половинок, соединенные маленькими петлями и застежкой.

Браслеты всегда делали круглыми, но различными по сечению — гладкие, кручёные, витые, квадратные, рубчатые, треугольные.

Богатой была и их окраска — чёрная, коричневая, зелёная, жёлтая, бирюзовая, фиолетовая, синяя, бесцветная и т.д.

Значительное количество браслетов делалось из янтаря.

На браслетах чаще всего изображались символы воды — плетёнка, волнистый узор, змеиные головы.

Это связано прежде всего с назначением браслетов — они надевались девушками во время русалий – торжеств по поводу доброй, плодоносной воды.

Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси

Кольца и перстни

Одним из самых распространённых украшений на древней Руси были

перстни.

Их носили мужчины и женщины всех сословий.

Самые первые кольца были изготовлены из проволоки.

Впоследствии их стали мастерить из сплавов различным металлов, украшая драгоценностями, стеклянными цветными вставками или орнаментом.

Им отводилась важная роль в свадебных обрядах. При помощи колец молодожены крепко связывались узами брака.

Кроме того, их могли носить в качестве простого украшения, по несколько штук на пальце рук и даже ног. 

Иногда в особо торжественных случаях кольца надевали на все пальцы.

Изумруды, рубины, сапфиры, бирюза, жемчуг в эффектном обрамлении выглядели, как цветы.

Популярны были перстни-печати и перстни с восьмилепестковой розеткой, украшенной небольшими камнями и мелким растительным орнаментом.

Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси

Необходимым дополнением в качестве украшения были

драгоценные пуговицы, пряжки, булавки и, конечно же, золотые и серебряные цепи,

которые чаще собирались из плоских элементов или из завитков плющеной скани и украшались белой или голубой эмалью.

Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси

И, конечно, отдельная тема —

Обереги

Всё, что на современном языке называется «украшениями», имело в древности ясно читаемый религиозный, магический смысл.

Многие славянские обереги достаточно чётко разделяются на мужские и женские .

Делали их, как правило, из биллона или бронзы, реже — из высокопробного серебра.

Если для «солнечных» круглых привесок употреблялись в основном жёлтые сплавы,

то на привески – «лунницы» чаще шли белые, в цвет лунного света, — серебро или серебро с оловом, а бронза – лишь изредка.

Обычно обереги носили по нескольку штук в составе ожерелья, а то вдевали в уши, как серьги.

Богатые женщины носили лунницы из чистого серебра. Нередко они отмечены тончайшей ювелирной работой, их украшает мельчайшая зернь и филигрань.

В таких лунницах каждый мельчайший шарик был припаян вручную.

В лунницах, что охотно носили женщины победнее, и металл был подешевле и работа попроще.

Такие лунницы делались, как правило, по готовому восковому слепку, в который вливался металл. Для отливки использовались и слепки из глины.

Нередко на таких лунницах присутствовал растительный орнамент.

Это не случайно, так как «обязанностью» Луны было следить за ростом растений.

Обереги-амулеты могли быть в виде магических символов или специальных фигурок.

Защитные фигурки, как правило, носили целыми наборами в виде украшения.

Их подвешивали к полукруглой дужке, скрепляли металлическими цепочками и надевали на тело в области груди, ближе к сердцу.

Дужка в форме полумесяца выбрана не случайно. Она символизирует небосвод.

Также на ней выбивались три точки, обозначавшие

восход солнца,

закат и

полдень.

Чаще всего можно встретить амулеты из пяти фигурок — ключа, челюсти хищника, двух ложек и птицы.

Все то, что люди носили на себе в древности, имело практическое значение.

Все женские и мужские украшения являлись оберегами — браслеты, кольца, мониста, подвески, серьги, и даже алые ленты, которые девушки вплетали в волосы.

У северных народов, например, женщины носили подвески, элементы которых стукались друг о друга при ходьбе, и этим шумом распугивали нечистую силу.

Это могли быть простые по форме бубенцы или же фигурки, выполненные из дерева или металла.

Вырезали петухов, коней, утиные, лягушачьи лапки и другие зооморфные символы.

Особое внимание уделялось самой уязвимой зоне — шея, грудь, солнечное сплетение.

Именно поэтому женщины носили на шее объемные ожерелья, мониста и прочие украшения-талисманы.

Одним из распространенных материалов для их изготовления являлся бисер.

По сути, бисер – это стекло, а свойства стекла всегда ценились магами и прорицателями так же, как и свойства хрусталя.

Стекло не только защищает от темных сил, но и сохраняет здоровье человека, так как способно выравнивать его энергетические потоки.

Разные народности в разное время носили подвески по-разному — в виде ожерелья на шее, на поясе, прикрепляли к головному убору.

Обязательным элементом женского костюма были головные уборы, которые, в том числе, имели и защитную функцию.

У славянских народов часто встречается птичья символика в женских головных уборах.

Помните — кокошник, например, можно было бы назвать «петушником», так как кокошь – это и есть петух.

Рогатые кики символизируют утку (кика – это утка).

Также встречались головные уборы, которые так и назывались, сороки.

Обычные платки чаще всего были защитного алого цвета. На них вышивали все тех же птиц, растительную и другую обережную символику.

Девушкам разрешалось не носить головных уборов, но у них были так называемые ленты-очелья.

Это могла быть обычная алая лента, или изготовленная из металла, к которой прикреплялись в виде подвесков фигурки-обереги.

В качестве амулета выступал также женский гребень.

Помимо прямого назначения, гребни использовались в различных магических обрядах, применялись для заговоров и излечения больного человека.

Женщины носили серьги, и они также выполняли обережную функцию.

Сережки состояли из одной или нескольких металлических подвесок.

Это мог быть ключ, символизирующий богатство, маленькая ложка, символизирующая достаток в доме, пестик ступы – знак плодовитости и мужского начала.

Колющие и режущие предметы в подвесках, изображенные в виде звериных челюстей, пилы, топора, серпа и т.п. считались мощным оберегом от злых духов и нападения диких зверей в лесу.

У мужчин

украшений-оберегов было гораздо меньше, чем у женщин, но они тоже были.

Так, например, на застежках плащей, так называемых фибулах, высекали защитные солярные знаки.

На мужских нательных оберегах изображали символ плодородия –восьмиконечный крест, знак солнца – обычный крест, знак земли – ромбы, солярные знаки – свастики, а также рыб, зверей, птиц, небосвод.

Вдали от дома мужчин оберегали подвески с изображением уточек или коньков.

Мужчины постоянно воевали, поэтому для них важны были обереги, защищающие от ранений и приносящие победу в боях.

Такими амулетами являлись клыки и когти диких животных, особенно, волчьи, а также подвески в виде ножей, мечей, кинжалов.

И мужчины, и женщины на руках носили браслеты из металла, стекла, кости с обережной символикой.

Вспомните образ царевны из славянских сказок.

Перед тем как начать творить чудеса, она распускала длинные рукава своей рубашки.

И на самом деле в древности рукава на женской одежде были широкими и длинными, до самой земли.

Их распускали только тогда, когда танцевали ритуальный танец в честь богини земли Макоши.

В остальное время рукава скрепляли браслетами:

во-первых, чтобы через них не смогли проникнуть злые духи,

во-вторых, для удобства.

Рукава на мужской одежде также были широкими, но не длинными, их «запечатывали» браслетами-оберегами.

Славянские обереги для дома

Подобно одежде, человеческое жилье также покрывалось символическими обережными знаками.

Все то, что вырезалось на дереве, имело смысл.

Все те же солярные и громовые символы располагали вокруг отверстий, через которые нечистая сила могла проникнуть в дом. 

В первую очередь, это были окна, двери, печная труба.

Вершину крыши часто венчал конь – символ Перуна.

Над входной дверью висела подкова.

Кстати сказать, подкову в качестве оберега для дома или же нательного талисмана, используют и по сей день.

Но чаще всего можно встретить ее, висящей концами вниз, что неправильно – наши предки располагали подкову-оберег исключительно концами вверх.

Внутри дома многие предметы быта были покрыты обережным орнаментом: печь, кухонный стол, различные инструменты для работы.

Если порыться в сундуках, то во многих домах можно найти доставшиеся по наследству от бабушек и прабабушек вышитые красивыми узорами рушники, рубашки, наволочки, платки, скатерти, кисеты.

Но об этом у нас в журнале есть отдельная статья…

«Русское узорочье» — особый яркий стиль русского искусства. В нём сочетаются мотивы искусства Византии, Востока и Запада.

Многие сокровища наших предков не дошли до нас, исчезли в огне войн и революций.

Оставшиеся немногочисленные украшения мы можем увидеть в российских музеях, восхищаться их красотой в портретах русских живописцев.

Но и то немногое, что сохранилось до наших дней, даёт представление о своеобразной красоте и характерных особенностях русского ювелирного искусства – «русского узорочья».

Российские ювелиры на протяжении многих столетий неоднократно обращались и обращаются к творчеству мастеров «русского узорочья», создавая неповторимые шедевры русского стиля.

Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Украшения древней Руси
Поделиться:

Добавить комментарий