1430315556_lq3sgnp-1200x675

Камни. Драгоценные и не совсем…

Каждый из нас в детстве читал русские народные сказки. И с тех самых пор где-то глубоко в нашей душе остались необычные и даже «волшебные» названия камней. Яхонты, смарагды, златоискры…

Предлагаю с этого и начать.

Самым прочным и завораживающим камнем, окутанным тайной своего происхождения, был диамант. 

Прозрачные кристаллы отыскивали вблизи водоёмов, вымывали вместе с золотом, находили в горах…
Но это были лишь случайные находки. Кто бы ни пытался его отыскать, это заканчивалось разочарованием. 

Лишь к концу XIX века стало ясно, что диамант образуется не в реках, а глубоко под землёй.

Сегодня мы знаем его как один из самых дорогих и востребованных драгоценных камней — алмаз.

Камни. Драгоценные и не совсем...

Лазоревые и червлёные яхонты…

Издревле яхонты на Руси считались самыми красивыми камнями. Они за свою красоту полюбились многим поэтам и писателям.

О любви вздыхают лишь украдкой,
Да глаза, как яхонты, горят.
(С.А. Есенин)

Чем же они покоряли сердца наших предков?

Оказывается, лазоревыми яхонтами раньше называли известные ныне сапфиры,
а червлёными яхонтамирубины и гранаты. 

Неудивительно, что их насыщенный цвет и яркий блеск пленял знатных вельмож, искусных мастеров-ювелиров и простой народ.

Камни. Драгоценные и не совсем...
Камни. Драгоценные и не совсем...
Камни. Драгоценные и не совсем...

«Это кольцо с смарагдом ты носи постоянно, возлюбленная, потому что смарагд — любимый камень Соломона, царя Израильского. Он зелен, чист, весел и нежен, как трава весенняя, и когда смотришь на него долго, то светлеет сердце; если поглядеть на него с утра,
то весь день будет для тебя лёгким». 
(А.И. Куприн «Суламифь»)

Ещё одно древнее название драгоценного камня — смарагд.
Этот зелёный и прозрачный кристалл известен с давних пор. 

А сейчас он известен как изумруд.

Камни. Драгоценные и не совсем...

Давным-давно с южных земель появлялись на Руси и диковинные морские камни. 

Название бурмицкого зерна уходит своими корнями к древнему городу на берегу Персидского залива. 
Именно там когда-то начали добывать жемчуг и отправлять его в русские земли.

Кроме жемчуга с морских берегов привозили ещё и ярко-красный камень королёк
И как не сложно догадаться, корольком в старину называли коралл.

Камни. Драгоценные и не совсем...
Камни. Драгоценные и не совсем...

Струганцами раньше называли полудрагоценные камни, которым можно было легко придавать форму, то есть «остругивать». 

Струганцы — это все разновидности кварцев. 

К ним относили: 

аметист — вареник, 
горный хрусталь — кремневый дикарь, 
оникс — ногат, 
агат — бабогурь, а ещё 
авантюрин — златоискр.

Сейчас мы привыкли видеть современные названия ювелирных минералов, но во времена Древней Руси старинные названия драгоценностей вызывали у людей ничуть не меньший восторг. 
Согласитесь, в этом есть что-то невероятно мелодичное и полное глубочайшего смысла. 
Златоискр — искрящийся золотом…

Камни. Драгоценные и не совсем...
Камни. Драгоценные и не совсем...
Камни. Драгоценные и не совсем...
Камни. Драгоценные и не совсем...
Камни. Драгоценные и не совсем...

Насыщенные оттенки ясного неба и морской воды завораживали, так же, как калаиг (он же фирузэ) и тумпаз. 

Загадочное название калаиг (или фирузэ) возникло в турецком языке, а сейчас мы называем этот камень бирюзой.

Тумпазами, как не сложно догадаться, древние славяне называли небесно-голубые топазы.

Камни. Драгоценные и не совсем...
Камни. Драгоценные и не совсем...

«На море, на океане, на острове Буяне, лежит бел-горюч камень Алатырь, всем камням отец».

Камень Алатырь в древности наделяли особыми свойствами и относились к нему с великим почтением. 
Раньше люди верили, что этот камень творит чудеса, способен исцелять болезни и даже отводить смерть. Верили, что это божественный камень. 

Находили Алатырь, как правило, на берегу Балтийского моря, и потому назвали созвучно прибалтийским наречиям. 
По-видимому, из-за своих специфических свойств название солнечного минерала перекликается и со словом «алтарь». 

Как бы там ни было, сейчас мы знаем этот камень как благородную ювелирную вставку и называем его янтарём

Камни. Драгоценные и не совсем...

Ювелирное дело обладает таким огромным наследием, что исчерпать его возможности никому не под силу. Время идёт, а ценности остаются. Меняются названия, но красота сохраняется неизменной.

Так и старинные названия камней оживают в новых переосмыслениях, рождая новые смыслы и вдохновляя дизайнеров на создание поистине сказочных украшений.

Драгоценные камни, применяемые в ювелирном деле, в зависимости от способности преломлять (отражать, пропускать через себя или поглощать) свет, условно

делятся на три группы. 

Первая группа — это прозрачные минералы.


Они, в свою очередь, делятся на

 
бесцветные (алмаз), и 

окрашенные (цветные) драгоценные камни — 
красный рубин, 
синий сапфир, 
зеленый изумруд 
и другие. 

Только алмаз обладает качеством излучать свет при каждом повороте граней, что делает его фаворитом среди драгоценных камней. 

В окрашенных (цветных) драгоценных камнях также важна способность «играть» лучами отражаемого света.

«Глухие» камни, приближающиеся по своим характеристикам к непрозрачным камням, ценятся ниже и традиционно гранятся в виде более тонких пластинок. 

Кроме игры света важен 
тон и 
интенсивность цвета.

Слабо окрашенные камни и камни, кажущиеся непрозрачными, почти черными, имеют меньшую ценность по сравнению со своими собратьями, имеющими равномерный и насыщенный цвет. 

Вторая группа представляет собой просвечивающие драгоценные камни, некоторые представители которых дополнительно ценятся за способность создавать редкие оптические эффекты на поверхности (например, эффект потускневшей стали, переливчатость), вызванные их способностью лишь частично пропускать и отражать свет. 

Третья группа — непрозрачные камни (бирюза, нефрит и другие). 
Они отражают свет, который рассеивается у их поверхности. 

При этом не следует думать, что непрозрачные камни, отнесенные к третьей группе, представляют собой «третьесортный» товар. 
Любой драгоценный камень уникален и красив по-своему. 

Исключением в классификации являются жемчуг и янтарь
Это не минералы.

Жемчуг создается живыми организмами — моллюсками

А янтарь является окаменевшей смолой. 

Однако они обладают бесспорной уникальной красотой и относятся к драгоценным камням. 

Наибольшую ценность представляют 
алмазы, 
изумруды, 
рубины, 
сапфиры и 
александриты, 
А также природный жемчуг и янтарь

Кроме того, на рынке существует

четыре типа драгоценных камней по их происхождению:

1. Природные камни – образуются в природе, как несложно догадаться, сами по себе. 
Человек участвует в образовании данных камней лишь на последующих стадиях — добыче, и обработке. 
Например, камням придается законченный вид посредством огранки и полировки. 

Однако степень применения обработки также важна — существует «порог», за которым камень может перейти из разряда 100% природного в категорию «облагороженных» 

2. Имитации природных камней – широко применяются для удешевления конечной стоимости ювелирного украшения, в случаях, когда произвести впечатление на окружающих для покупателя важнее, чем носить на себе природный камень. 

Конечно, здесь мы стараемся не думать о случаях откровенного обмана при продаже подобных украшений. 

Для имитации могут быть использованы искусственные или природные материалы, внешне похожие на оригинал. 

Например, для имитации бирюзы часто используют прессованную крошку природного происхождения, но могут использовать и обычную цветную пластмассу. 

Многие самоцветы имитируют при помощи обычных цветных стекол. 

Естественно, имитацию (подделку) легко отличить по химическому составу, структуре и физическим свойствам минерала. 

Хотя, некоторые свойства драгоценного камня и его имитации могут быть похожи.
Так, алмаз и его имитация муассанит близки по теплопроводности, оба обладают высокими показателями преломления.

3. Синтетические (искусственные) камни – высший пилотаж в ювелирной науке. 
Синтезированный (выращенный) камень — это искусственное вещество, частично или полностью произведенное человеком. 

Однако, технологии синтеза приводят к тому, что химические и физические свойства природного и созданного человеком аналогов абсолютно совпадают — до такой степени, что искусственный камень даже не всегда удается отличить от натурального. 

Плюсом искусственных камней является, несомненно, их большая доступность, а также возможность создания «идеального» по чистоте и цветовым характеристикам камня. 

Минусом же является трудность в их выявлении — многим покупателям важна «душа» настоящего камня, обладающего определенными свойствами, в которые они верят. 
Но с некоторых пор на 100% быть уверенными стало невозможно.

4. Облагороженные камни – природные камни, свойства которых изменены с помощью различных процессов, отличных от огранки или полировки. 

Например, сегодня очень часто применяется нагрев камня для изменения цвета, либо обработка его ультрафиолетовыми лучами. 

Более простым примером «облагороженности» являются алмаз с заполненной специальным составом трещиной.

Конечно же, наиболее ценными (ввиду редкости и уникальности) без сомнения следует признать натуральные (природные) камни, не подвергавшиеся никаким воздействиям. 
Далее за ними следуют синтезированные камни, которые бывают также затратны в производстве (и поэтому изначально имеют ценность), но кроме того могут заметно выигрывать на фоне природного камня низкого качества.

В последнее время ведётся множество споров о недостатках и преимуществах синтетических камней. 

Одни говорят, что они ничего не стоят,
другие – что это новые возможности для ювелиров и покупателей. 

Существует целая категория вставок в ювелирные украшения, которые не подпадают под привычные классификации камней на драгоценные, органические, полудрагоценные, поделочные.. 

Это — искусственные камни, не имеющие аналогов в мире натуральных камней. 

Типичные примеры такой искусственно созданной красоты — сияющие фианиты, а также разнообразные стразы (хрусталь), которые по сложившейся привычке у нас принято именовать «кристаллами».

Напомним — сейчас в мире производится огромное количество искусственных камней, как раз являющихся по химическому составу и физическим свойствам полными аналогами своих природных «тёзок».

Но есть камни не имеющие природных аналогов. 

Они рассматриваются в отдельной классификации.

Например…
Фианит — это искусственно созданная имитация бриллианта, причем выращен он был в России — в 60-х годах прошлого века. 

Несмотря на романтическое название, происхождение имени этого камня достаточно прозаично. 
Это всего-навсего сокращение от названия его «прародителя» — института ФИАН (Физический Институт имени Лебедева А.Н.СССР).

Фианит представляет собой кубическую окись циркония, но не стоит путать его с природным минералом цирконом — это разные вещи. 

Созданный для применения в промышленности, этот кристалл быстро покорил ювелиров своим внешним сходством с бриллиантом. 

С этого момента камень, в том числе благодаря невысокой стоимости его синтеза, стал широко применяться в качестве вставок в ювелирные украшения. 

Стоит отметить, что сходство фианита с бриллиантом довольно поверхностное, и не только специалист, но и «продвинутый пользователь» легко отличит одно от другого. 

Считается, что украшения с фианитами через несколько лет частично теряют во внешнем виде из-за появления царапин и снижения степени блеска камня. 
Это также отличает данный фианит от бриллианта, который намного более стойкий.

Отдельную ценность фианитам для ювелирной сферы придает их замечательная способность быть окрашенными в разные цвета. 
Например, добавление кобальта делает камень темно-синим. 

Соответственно, на порядок увеличивается спектр применения фианитов — в каком-то смысле с их помощью имитируют целый рад полудрагоценных и драгоценных камней. 

Однако, важно быть в курсе, что если на этикетке после слова «гранат» (или любого другого названия природного камня) стоит приписка cz, то это прямое указание на то, что данный камень является фианитом (cz — это кубический циркон, что и есть фианит). 

Камни. Драгоценные и не совсем...

Или знаменитые «Кристаллы Сваровски» — вовсе не кристаллы, а хрусталь (не путать с горным хрусталем, который, в отличие от страз, является природным минералом). 

То есть, по сути это «улучшенное стекло» — сплав различных элементов в единое целое. 

В состав ювелирного хрусталя входит окись свинца или бария, что, вместе с определенным строением страза, обеспечивает особенно яркую и многоцветную игру света на гранях. 

Особый «фирменный» блеск дает также подложка из алюминиевой фольги, которая отражает «убегающий» сквозь кристалл свет, делая его на вид более ярким.

Сами основатели этой компании с многолетней историей, видимо, чуточку подустали от слова «кристалл» (Swarovsky crystals), и в несколько приемов «перебрендировали» свою продукцию, 
в просто «Элементы Сваровски».

Когда заходит речь об украшении с «кристаллами», все в первую очередь вспоминают о «кристаллах Сваровски». 
Однако, есть и другие бренды на ювелирном рынке. 

Один из них — это чешская Preciosa, выпускающая эффектную линейку стразов разных цветов и огранки.

Стразы PRECIOSA изготавливаются из богемского стекла, и считаются хорошим сочетанием по соотношению цена / качество. 
Все стразы компании PRECIOSA производятся только на стекольных заводах в Чехии.

Неспециалист скорее всего вряд ли различит «авторство», для этого надо быть действительно знатоком продукции Сваровски и ориентироваться во всех новинках и формах. 

В то же время, покупая украшение со стразами другого производителя, вы получите приятный бонус в виде заметно более демократической цены.

Тем не менее, важно понимать, чем качественно отличаются стразы Сваровски от других брендов:

— особая чистота и повышенная точность шлифовки и огранки (техника настроена на погрешность до одного микрона)
— чистота цвета, одинаковая у всех камней в пачке, отсутствие сколов и нешлифованных участков
— используется материал собственного изобретения – свинцовый хрусталь. 
Он включает 32 % окиси свинца (когда в обычном стекле 6 % окиси свинца, а в обычном хрустале – 24 %)
— яркий блеск без замутнений, повышенная устойчивость напыления и зеркального покрытия

Камни. Драгоценные и не совсем...

Но давайте разберемся,

что же синтетические вставки представляют собой на самом деле…

Прежде всего, договоримся о понятиях. 

Синтезированный ювелирный камень – это абсолютный аналог природного минерала, но – созданный в лаборатории. 
По своей структуре, физическим и химическим свойствам он полностью идентичен природному. 

С другой стороны

Имитацией же называют материал, который повторяет лишь внешние характеристики камня, но не его состав и свойства. 

Синтезированные камни также принято называть «искусственно выращенными», так как процесс их создания имитирует рост минералов в природных условиях. 

Однако благодаря применению современных технологий и разработок рождение и рост камня в лабораторных условиях происходит значительно быстрее. 


Эту разницу можно сравнить с тем, как редкие цветы растут в дикой природе, и как – в оранжерее, где созданы все необходимые условия для того, чтобы соцветия получились крупными, яркими, а цветение продолжалось как можно дольше. 

Создание идеальных условий для роста минералов позволяет специалистам влиять на этот процесс, совершенствуя те или иные характеристики камня. 
Поэтому выращенные в искусственных условиях образцы идентичны природным минералам самого высоко качества.
Это во-первых.

Во-вторых, синтезирование позволяет добиться совершенства камня: максимальной чистоты, насыщенности цвета, высоких оптических свойств. 
Природные камни не всегда идеальны. А если такие образцы находятся, украшения с ними могут позволить себе единицы. 

В-третьих, применение синтетических вставок в ювелирном производстве позволяет заменить природные камни из истощаемых месторождений. 

Так, например, в советское время александрит считался «не представляющим промышленный интерес», в результате чего единственный прииск на Урале был быстро выработан и закрыт. 
В связи с этим с 1980 года александриты стали выращивать искусственным путём.

Отдельно стоит сказать о синтетических вставках, которые не считаются аналогами природных камней, а изначально являются результатом разработок учёных. 
К ним относятся, как уже было сказано, фианиты, Swarovski Zirconia и кристаллы Swarovski.
А еще ситаллы и сапфировое стекло.

В последние годы в ювелирном производстве всё чаще используется ситалл. 
Это новый материал, который получают методом кристаллизации стекла, благодаря чему ситалл обладает более высокими по сравнению со стеклом физико-химическими свойствами. 
Прозрачность и широкая гамма цветов позволяют использовать ситаллы в качестве аналогов самых разных, в том числе и редких, камней.

Ещё один необычный ювелирный материал – сапфировое стекло
Специалисты знают его как монокристаллический алюминий и применяют при изготовлении часов. 
По своей структуре этот материал схож с сапфирами, полученными методом синтезирования. 
Он обладает высокой степенью прозрачности, износоустойчивостью, не мутнеет и не царапается.

Синтетические вставки используются в различных моделях изделий. Они более долговечны, устойчивы к солнечному свету, высоким температурам и воздействию кислот.

Камни. Драгоценные и не совсем...
Камни. Драгоценные и не совсем...

Теперь немного истории.

Куда же без нее-то…

Еще в древние века многие мастера пытались воспроизвести драгоценные камни, применяя при этом различные технологии. 

Около 3 тыс. лет до нашей эры в Древнем Египте начали изготавливать разноцветное стекло, которое имитировало драгоценности и использовалось для создания украшения.

Распространены имитации из стекла были и в Римской Империи. 
Историк Плиний Старший писал о том, как массово в то время подделывались рубины

Опытные ювелиры распознавали украшения из таких рубинов по их тяжести, светящимся пузырькам и внутренним пленкам. 
Но вот простой народ отличить настоящий камень от стеклянной подделки не мог, а потому массово скупал искусственные украшения.

В одном из своих трудов Плиний Старший описал трехслойный сардоникс, часто называемый триплетом. Изготавливали его одним нехитрым способом — склеивали камень из красного, черного и белого поделочного материала. 

Чуть позже, в том же Древнем Риме, начали использовать дуплеты, которые состояли из двух абсолютно разных камней. 
Сверху находился драгоценный минерал, а вот снизу – менее дорогой материал, например горный хрусталь, стекло или кварц.

В Средневековье алхимики не теряли надежду воспроизвести дешевый вариант. 
Ученые активно изучали свойства минералов, прибегали к различным химическим процессам и даже к «черной» магии. 
Но все попытки так и не увенчались успехом.

Переломным, в плане изготовления синтетических ювелирных камней, стал 1758 год, когда известный химик из Австрии Иозеф Штрасс разработал метод изготовления нового стеклянного сплава.

Данный материал состоял из оксидов железа, алюминия, кремния, а также из извести и соды. 
Камень был бесцветным, он хорошо шлифовался и гранился, а после огранки начинал напоминать бриллиант. 
Такой искусственный камень в то время назвали стразом. 
Теперь это слово стало нарицательным и означает блестящие и дешевые камни.

Почти через 100 лет (в 1852 году) химик из Франции М. А. Вернейль нашел способ получения искусственного рубина. 
Ученому удалось вырастить огромный кристалл в 10 карат, что в то время стало настоящим прорывом в ювелирном деле. 

В последствии такой метод начали использовать и для выращивания синтетических алмазов, корундов, шпинели и т.д. 

А еще через несколько лет на основе способа Вернейля начинают добывать синтетические аналоги природных изумрудов, кварцев и сапфиров. 

С тех пор искусственные кристаллы используют не только в ювелирной сфере, но и в часовом производстве, выпуске радиотехники и т.д.

Сегодня синтетические камни представляют собой искусственные кристаллы, полученные новейшими методами. 

В современной геммологи (науке о выращивании драгоценных камней) различают

две группы синтетических минералов. 

К первой группе относят все те камни, которые создаются по подобию природных материалов – изумруд, рубин, опал, и многие другие. 

Вторую группу составляют новые виды кристаллов, которые не имеют аналогов в природе. 
Сюда относятся фабуфианит, фиантит, иттрий-алюминиевый гранат и другие.

Наиболее часто кристаллы изготовляют при помощи метода Вернейля, или же метода Чохральского. Углубляться в подробности и детали такого процесса стоит лишь специалистам ювелирного дела. 
Однако ознакомим с некоторыми важными условиями, которые необходимы для выращивания искусственных камней. 

Процесс «изготовления» таких минералов проходит при определенных температурных условиях, при определенном давлении и в результате взаимодействия необходимых химических веществ.

Весь секрет в том, что один синтетический кристалл может стать имитацией для нескольких природных драгоценных материалов

Искусственный корунид, например, может превратиться как в красный рубин, так и в синий сапфир. 
Все зависит от вида добавленного оксида металла в процессе создания кристаллов.

Необычный метод создания, который кардинально отличается от всех остальных, имеет синтетический жемчуг
Его, также как и натуральный, изготавливает моллюск. 
Но в данном случае требуется помощь человека. 

Современные ученые искусственно вживляют маленький шарик в раковину моллюска, а тот, в свою очередь, начинает окутывать чужеродный предмет радужными слоями перламутра. 

На выращивание жемчужины стандартного диаметра требуется 5-7 лет. 

Стоит отметить, что такой способ добычи синтетического ювелирного камня уже несколько столетий не терпит изменений – таким методом жемчуг «растят» в Японии и Китае еще с начала XIX века.

Каждый синтетический кристалл имеет свои особенности выращивания и своего создателя. 
В наши дни популярность искусственных камней во многом отражает спрос на их природные аналоги. 

Наиболее востребованными и покупаемыми являются синтетические изумруды, рубины, гранаты, алмазы, сапфиры, опалы, бирюза и жемчуг.

После изобретения промышленного способа синтезирования камней ювелирные мастера долгое время были в недоумении. 
Внезапно кристаллы, ранее считавшейся редкостью, начали массово изготавливаться и продаваться. 
Под сомнение было поставлено само понятие «драгоценности», ведь изначально камни считались уникальными и редкими. 

Но со временем ювелирный рынок вернулся в привычное для себя русло. 
Синтетические кристаллы стали лишь альтернативой природным минералам, а те вновь обрели свою значимость в ювелирном деле.

Главным отличием всех синтетических ювелирных камней можно считать полное отсутствие изъянов и включений. 

Если натуральные камни получают индивидуальную окраску, прожилки и посторонние включения, мелкие трещинки в результате воздействия определенного набора условий, то с искусственными кристаллами все по-другому. 
Они создаются в жестких лабораторных условиях по единой схеме, а это исключает любые особенности в их структуре.

Еще одна отличительная характеристика лабораторных кристаллов – их стоимость. 
Купить синтетические камни можно, примерно, в 5-10 раз дешевле их природных аналогов. 
Хотя, конечно, стоимость зависит от каждого конкретного кристалла, его огранки и мастерства ювелира. 

Так, цена искусственного изумруда ниже натурального камня в 2-3 раза, а вот синтетический рубин будет стоить в 10 раз меньше, нежели природный минерал. 

Исключением можно считать только искусственный алмаз. 
Его уникальная структура очень сложна для лабораторного производства, поэтому стоимость синтетических алмазов часто совпадает с ценами на натуральные экземпляры камня.

Вот что пишет г-н Каздым А.А., 
кандидат геолого-минералогических наук,
член МОИП

Искусственные, или синтетические ювелирные камни можно разделить на четыре вида:
• синтетические камни, т.е. искусственные самоцветы, полученные синтезом оксидов металлов;
• культивированный жемчуг;
• естественные имитации драгоценных и полудрагоценных камней;
• искусственно окрашенные и облагороженные камни

Также широко применяется стеклянная и пластмассовая имитация ювелирных камней.

Наиболее известным синтетическим драгоценным камнем является алмаз, представляющий собой модификацию углерода. 

Впервые алмаз был синтезирован группой Э. Лундблата в Швеции в 1953 г. (при давлении 8 ГПа и температуре более 2500°С). 
В 1954 году группа Г. Холла в США, а в 1960 группа Л.Ф. Верещагина в СССР также провели синтез алмазов.

Синтетический кварц впервые был получен (в виде столбчатых кристалликов размером 0.5-0.8 мм) В. Брунсом в 1889 г. в Англии.

В 1900 году Г. Специя (Италия) в автоклаве кристаллизовал кварц размером до 2 см. 

Крупные кристаллы кварца весом более 2.5 кг были синтезированы в 1955 году и в СССР.

В настоящее время синтезированы иттриево-алюминиевые гранаты (ИАГ), шпинелиды (ганит), а также (в 1976 году) искусственный цирконий – фианит (джевалит, даймонсквай) (Zr0.8Ca0.2O1.92).

Под синтетическими камнями понимают искусственно полученные кристаллические или аморфные химические соединения, которые сходны по своему составу и структуре с природными либо имеют внешнее сходство, обусловленное физическими свойствами. 

Путем синтеза получены рубин, шпинели, изумруды, кварц, а также самостоятельные химические соединения (гранатит, фианит).

Синтетические, искусственные самоцветы, обладая свойствами натуральных камней, с успехом заменяют их в ювелирных изделиях из драгоценных металлов, но они по сравнению с натуральными дешевы, а стеклянные имитации – это всего-навсего дешевые подделки.

Синтетические корунды и шпинели имеют большое разнообразие цветов, а свое торговое название камни получают по имеющимся аналогам в природе – рубины, сапфиры, турмалины, александриты, аквамарины и др. 

Для получения синтетических корундов пользуются чистейшей окисью алюминия, а для получения шпинели смесью окисей алюминия и магния. 

В зависимости от заданного цвета добавляют красители: 
для рубина – окись хрома, 
голубого сапфира – оксиды железа и титана, 
василькового сапфира – оксиды железа, титана, хрома, 
александрита – окись ванадия 
и т. д.

Подготовленная шихта (затравка) сыплется непрерывной струйкой через водородно-кислородное пламя (пламя «гремучего газа»), температура которого выше 2000°С, на тугоплавкий стержень. 
На стержне образуется конус расплава, который опускается с заданной скоростью. 
Таким образом, вырастает одиночный кристалл в виде цилиндрического стержня (були).

Для получения синтетических звездчатых корундов (рубинов и сапфиров) в исходный материал добавляют окись титана. 
В процессе синтеза образуется смешанный кристалл, при последующем его нагревании ниже температуры плавления окиси алюминия он распадается с выделением тончайших игольчатых кристалликов рутила. 

Расположение кристаллов рутила в синтетическом корунде такое же, как и в естественном звездчатом корунде. 
При огранке кабошоном синтетический рубин или сапфир дает тот же звездчатый эффект, что и природный.

Синтетические корунды и шпинели обладают прекрасными физическими и химическими свойствами; имеют нулевую пористость, 
высокую прозрачность, прочность даже при высоких температурах, 
стойкость к воздействию обычных кислот и большинства щелочей. 
Плотность их 3.98 – 3.99, твердость по шкале Мооса – 9.

Синтетический изумруд получают флюсовым и гидротермальным методами. 
Наращивание кристаллов в обоих случаях происходит на затравку из природного берилла. 
Скорость роста кристаллов 0.8 мм в сутки. 
В большинстве случаев синтетические изумруды имеют отчетливо выраженную зональность окраски.

Синтетический кварц выращивается гидротермальным способом, а растворителями природного сырья служат растворы гидроокисей и карбонатов щелочных металлов — натрия или калия. 
Посредством красителей (окислов металлов) или облучения кварц можно получать от бесцветного до черного, включая цвета всех природных кристаллических его разновидностей.

Гранатит (иттрий-алюминиевый гранат) представляет собой иттриево-алюминиевую окись, имеющую структуру граната. 
В чистом виде гранатит бесцветен, плотность 4.54, твердость по шкале Мооса – 8.
Гранатит получают в специальных аппаратах при высоких температурах в глубоком вакууме методом «вытягивания» кристалла из расплава. 
Благодаря своим свойствам бесцветный гранатит используется как имитация алмаза, а с помощью добавок гранатит окрашивается в различные цвета.

Культивированный жемчуг, подобно природному, выращивается в теле моллюска в естественных условиях. Зародышем служит перламутровый шарик. 
Его заключают в кусочек оболочки мантии трехлетнего моллюска, вырабатывающего перламутр, получая таким образом «жемчужный мешок». 
Этот мешок вкладывают в другую раковину, которую помещают в специальный водоем. 
Обволакивание зародыша может длиться от 2 до 7 лет. 
В процессе роста жемчужин раковины проверяют несколько раз в год. 
Выращенные жемчужины внешне неотличимы от натуральных, имеют правильную заданную форму. Оболочка искусственного жемчуга соответствует по химическому составу натуральному и обладает теми же физическими свойствами. 
Искусственный жемчуг может выращиваться в больших количествах, принимать заданные размеры и формы и быть не менее красивым, чем настоящий.

К естественным имитациям драгоценных и полудрагоценных камней относят камни, полученные из отходов натуральных камней путем склеивания, прессования, сплавки, а также натуральные камни, окрашенные в другой цвет.

Один из видов имитации самоцветов – дублеты (дубли), склеенные камни. 
Отходы (тонкие пластинки) – натуральных самоцветов, которые не могут быть огранены самостоятельно, склеиваются с менее дорогими минералами, сходными по прозрачности и цвету, и совместно обрабатываются. 

Чаще других встречаются дублеты сапфиров и изумрудов. 
Подклейками могут служить горный хрусталь и цветные стекла. 

Дублеты, таким образом, состоят из верхней части – дорогостоящего минерала и нижней – дешевого. 
Если на камень смотреть сверху, склейка дублета незаметна, если же его просматривать, повернув боком, под определенным углом к источнику света, заметна красноватая полоска по периметру подклейки или слабые красноватые отражения подклеенной грани. 

Дублеты обладают всеми оптическими свойствами самоцвета и, так как низ камня не изнашивается, долговечны в эксплуатации.

Янтарь имитируют прессованием и сплавкой. 

Прессованный янтарь – разогретые и спрессованные под давлением мелкие зерна и осколки естественного янтаря.
Они отличаются от естественного большим замутнением. 
Блеск жирный, а твердость и химические свойства в пределах естественного.

Сплавленый (плавленый) янтарь – легкоплавкая масса, получаемая в результате разложения янтаря при сухой возгонке при температуре 420°С. 
Цвет от желтовато-коричневого до коричнево-черного, температура плавления 180°С, растворим в бензоле, сероуглероде, горячем льняном масле. 

Прессованный и плавленый янтарь по качеству и декоративным свойствам уступает натуральному и ценятся недорого.

Для изменения окраски ряда камней применяют прокаливание для самоцветов и химическую окраску для цветных. 

Пользуясь свойствами ряда минералов группы кварца изменять цвет при нагревании, ранее их прокаливали различными способами — запекая в хлебе, засыпая золой в горшочке, обмазывая глиной, и после полного равномерного остывания камни приобретают розовые или золотые тона.

Для изменения цвета агата и яшмы их выдерживают длительное время (от нескольких дней до нескольких месяцев) в сахарном или медовом растворе, обрабатывая затем серной кислотой и другими реактивами. 

Очень часто окрашивают агаты, имитируя 
карнеол или сардер (красного и коричневого цвета), 
оникс (черного или коричневого), 
хризопраз (зеленого), 
халцедон (синий и голубой).

Красный цвет получают пропиткой в азотнокислом железе и последующим нагреве. 
Желтый цвет получают травлением пропитанного соединениями железа агата в соляной кислоте. 
Черная и коричневая окраска агата достигается проваркой в сахарном сиропе с дальнейшим травлением нагретой серной кислотой. 
Зеленая окраска достигается применением солей хрома или нитрата никеля с дальнейшим сильным нагревом. 
Синяя и голубая окраска получается при пропитке агата в растворе ферроцианида (желтая кровяная соль) и последующим кипячением в медном купоросе.

В результате 
халцедоны могут принимать цвет хризопраза и сердолика, 
агаты – коричневую и черную окраску, а 
яшмы — усиливать яркость окраски и изменять ее. 

Цвет бирюзы может быть усилен анилиновыми красителями, но еще в древности для улучшения цвета бирюзы (CuAl6(OH)2[PO4]×4H2O) ее клали в бараний жир или масло. 
В настоящее время искусственную бирюзу получают, в том числе, и при прокрашивании минерала говлита, боросиликата кальция (Ca2[(BOOH)5SiO4]) или халцедона солями меди или анилиновыми красителями. 

Кроме того синтетическую бирюзу («неолит», «необирюза», «резе бирюза») получают из крошек бирюзы, спеченной с клеящей массой, стеклом, фарфором, смолами.

В качестве совсем дешевой имитации самоцветов и цветных камней применяют стеклянные и пластмассовые сплавы.

Стеклянные сплавы – это легкоплавкое прозрачное стекло, в состав которого для усиления блеска вводятся окислы свинца, калия и бора. 
Окрашивают стеклянные сплавы окислами меди, селена, кобальта, урана, марганца и др. 
Камни получают штамповкой с последующей обработкой. 
Для создания эффекта игры камня на обратную сторону его наносят тонкий зеркальный слой серебра, закрепленный лаком.

Непрозрачные стеклянные сплавы могут служить имитацией цветных камней: бирюзы, агата (черного), лазурита и др.

Пластмассы служат имитацией камней органического происхождения и некоторых цветных камней. 
Цвет пластмассы и прозрачность задаются в зависимости от того, какой камень имитируется. 

Для имитации жемчуга применяется молочно-белая пластмасса с незначительной прозрачностью, с последующим покрытием жемчужной эмульсией для перламутрового блеска, 
янтаря – неровно окрашенная, местами прозрачная, желтых тонов, 
коралла – непрозрачная, кораллового цвета, 
для бирюзы – непрозрачная, голубовато-зеленоватая 
и т.д.
Форму придают штамповкой.

Стоит поговорить и о минеральных пигментах. По моему, это тоже очень интересно…

Вот что об этом пишет г-н В.А. Слётов в своей работе «Минеральные пигменты в иконописной традиции»

Природные минеральные пигменты — это минералы, используемые в станковой живописи, главным образом в технике иконописи и фрески, в качестве основы для изготовления красок. 

Их растирают и разводят полученные цветные порошки в эмульсии на основе яичного желтка или (реже) на основе, приготовленной из других природных органических связующих материалов. 

Ярко окрашенные минералы привлекали внимание человека с древнейших времён. 
Их использовали не только для украшений, но уже в глубокой древности научились делать из некоторых из них краски. 
По прошествии веков и тысячелетий не утратили свою первоначальную яркость и стойкость краски древних египтян, иудеев, греков и др. 

Первыми минеральными красителями стали железосодержащие охры широкой цветовой гаммы, лазурит («ляпис-лазурь») и киноварь

Так, Бадахшанский лазурит для красок доставлялся Большим Караванным Путём в средневековую Европу, а оттуда уже и в Византию и в Россию, и был так высоко ценим, что обменивался купцами 1:1 на золото. 

В истории развития русской художественной культуры, в искусстве иконописи минеральные краски заняли своё особое и очень важное место. 

В силу их многих уникальных качеств и в наши дни, несмотря на огромное предложение и ассортимент синтетических красителей, иконописцы широко пользуются минеральными пигментами в силу их стойкости, природной взаимной сочетаемости, мягкости и благородству оттенков. 

Формы нахождения камней, пригодных для изготовления из них красок, очень разнообразны, а минеральная палитра иконописца многолика — минералы встречаются как в виде индивидуализированных эффектных кристаллических зёрен с ясно видимыми гранями, так и в виде разного рода скоплений микрозернистого строения, а часто и в некристаллических или аморфных образованиях, например — лимониты

Для качества минеральной краски кристалличнсть исходного материала весьма важна. 

По этому признаку различаются два типа минералов-пигментов: 
кристаллические (киноварь, гематит, лазурит) и 
скрытокристаллические или аморфные (охры, лимонит, глауконит, порошковые оксиды марганца). 

Кристаллическое сырье при измельчении даёт в различной степени просвечивающие осколки, ограниченные разноориентированными плоскостями поверхностей скола и естественнымх граней. 

В зависимости от их размеров, формы, взаимной ориентировки, прозрачности, а также некоторых оптических свойств, в том числе дисперсии, показателя преломления и других, создаются некоторые дополнительные (к собственному нормативному цвету краски) эффекты: блеск, игра света и т. д.

Древние иконописцы

знали немало рецептов смешивания минералов при приготовлении красок, добиваясь зачастую поразительных эффектов глубины тона и внутреннего свечения, когда в рисунке.

Например, фрагмент или деталь чёрного, коричневого или тёмно-зелёного цвета за счёт самой малой добавки в краску определённого минерала приобретает объёмность и неожиданно словно оживает, и кажется, что будто бы красочная поверхность светится. 

В иконе весьма важна прозрачность красочных слоёв. 

Большинство синтетических, приготовленных как правило из акриловых составляющих или с добавлением соединений кадмия, красок (помимо того что они для иконы излишне яркие, отчего часто режут глаз) этому требованию не удовлетворяют и написанные ими слои смотрятся «глухими» или вызывающе-яркими. 

Измельчённые же минералы способны наряду с сочными и вместе с тем мягкими для глаза и органично совместимыми друг с другом цветами давать проницаемые для света красочные слои. 
Через них световой луч проходит насквозь и, многократно преломляясь через микрокристаллы, создаёт эффекты глубины и внутренней подсветки. 

Существует определённый набор признаков, необходимых для использования минерала в качестве краски. 

Для минералов-пигментов важнейшим из них является цвет минерала в порошке (геологи называют это свойство «цвет черты» и используют его для визуальной диагностики минералов).

Цвет тонкого порошка для конкретно взятого минерала всегда постоянен, в то время как в массивном куске или в кристаллах он может быть совсем другим или во всяком случае сильно варьировать в зависимости от многих случайных причин. 

Так, некоторые сочноокрашенные камни, например — амазонит, нефрит, жад, бирюза, гранаты, изумруд и т. д., при растирании дают порошок белого(серого) цвета и потому для краски абсолютно непригодны. 

Хрупкость и низкая твёрдость определённых минералов значительно облегчают их измельчение для приготовления красок.
Они легко растираются в обычных ступках или на специальных приспособленных для растирания минералов матовых поверхностях, представляющих из себя в тех или иных модификациях две шероховатые стеклянные плоскости, между которыми и происходит растирание(обычно не всухую, а на воде). 

Окраска некоторых из минералов — пигментов может меняться также в зависимости от степени их измельчения и способа растирки. 
В некоторых случаях интенсивность конечной краски оказывается тем ярче, чем крупнее зерно, но это не может рассматриваться как универсальное правило. 

После растирания минерала полученная в итоге красящая пудра разводится в разбавленном водой яичном желтке (при этом желательно использовать деревенское, а не инкубаторское яйцо) с добавлением капли уксусной кислоты, и краска, называемая «яичная темпера», готова. 

Использовать её следует предельно быстро, так как в жидком виде она не может долго храниться и может в течении 1-2 суток протухнуть. 

Для настенных росписей, называемых «фресками», вместо желтка используется, как правило, яичный белок.

Пригодные для использования в качестве пигментов минералы относятся к различным кристаллохимическим классам:
* Силикаты: лазурит, глауконит, волконскоит, хлориты, амфиболы(рибекит), эгирин, авгит. 
* Оксиды: гётит, гематит, лимонит, окислы марганца (псиломелан, тодорокит, вад), магнетит. 
* Сульфиды: киноварь, аурипигмент, реальгар.
* Карбонаты: церуссит (природные свинцовые белила), малахит, азурит, сидерит. 
* Сульфаты: ярозит, барит (баритовые белила). 
* Фосфаты: вивианит, керченит, элит, дельвоксит. 
* Вольфраматы: вульфенит. 
* Хроматы: крокоит. 

Основные цвета 
* Красный: киноварь, гематит, охры красные. 
* Оранжевый: реальгар, крокоит, ванадинит. 
* Жёлтый: аурипигмент, ярозит, вульфенит, гётит, охры светлые, светлый лимонит. 
* Зелёный: глауконит, волконскоит, хлориты, эгирин, авгит, малахит, керченит. 
* Голубой: азурит (в тонком помоле). 
* Синий: лазурит, азурит (в крупном помоле), вивианит, рибекит. 
* Фиолетовый: лазурит (после специального прокаливания).
* Красно-коричневый: гематит, охры тёмные, темный лимонит. 
* Коричнево-чёрный: окислы марганца (псиломелан, вад). 
* Чёрный: каменный уголь, антрацит, магнетит. 

По своей метафизической сущности изображение на иконе должно быть отнюдь не тем-же самым, что писаный масляными красками, например, портрет. 

Портрет — как бы лежит на плоскости и привязано к ней. Оно целиком и полностью «от мира сего». 

В противоположность этому изображение на иконе — должно создавать у смотрящего на икону ощущение бесконечной пространственной глубин и перспективы. 
Глубины, оторванной от сиюминутной реальности и уводящей в мир «астральный». 

На иконе нет светотеней, но человеческая плоть постепенно наполняется Божественным Светом, который и воплощается в форму. 

Настоящая икона подобна окну из нашей бренной реальности во вневременное Божественное пространство, в котором пребывают образы Святых, на ней изображаемые. 

И для максимального воплощения этой глубинной сущности иконы, её по сути предназначения, подбирались веками адекватные изобразительные средства, технические приемы и материалы. 
В частности, пигменты. 
И не случайно такими пигментами стали именно минералы.

Камни. Драгоценные и не совсем...


Поделиться:

Добавить комментарий