Wooden treasure chest with valuables,rich background

Исторические стили в украшениях от ренессанса до неоренессанса

Стиль, как таковой, отражает этапы развития истории в искусстве. 
Проще — это сумма изобразительных приёмов определённого времени и направления.

Развиваясь, стили сменяли друг друга — иногда благодаря сильным мира сего, а иногда просто по причине спада интереса у публики. 

Стили, отдалённые от нас столетиями, принято считать «историческими» (готика, ренессанс, барокко, классицизм, романтизм и т.д.). 

А отстоящие от нас лет на 70 и ближе, пожалуй, можно считать «актуальными» стилями (кубизм, примитивизм, стимпанк и тому подобное). 

Как видите, их не просто много, а очень много. Потому и букв здесь будет много.))) Но я постараюсь покороче. Если Вам интересно, то поехали…

Описывая признаки стиля, используют следующие понятия: композиция, линия, цветовая гамма, материалы, орнамент и его элементы. 

Иногда они возвращаются в виде неостилей. 
Яркий пример — та же готика. 

Кстати, свои названия стили получали очень и очень «после», зачастую в разных странах разные.
Мы будем говорить о названиях, принятых западом. 
И начнем сразу с Возрождения. Т.е., с Ренессанса.

РЕНЕССАНС 
Ренессанс – эпоха поиска и возрождения прекрасных античных традиций. 
Если в Средние века преобладал интерес к золоту, в период Возрождения главную роль заняли камни в оправе. 

Лейтмотивом всех ювелирных изделий Ренессанса становится античность: греческие и римские боги, мифические персонажи, исторические лица, философские темы. 

Знаменательна возросшая популярность тем животных, птиц, растений, использовавшихся преимущественно в декоре кулонов, медальонов и брошей. 

С началом периода великих географических открытий стала популярна морская тематика, особенно в Северной Европе: дельфины, русалки и прочие морские существа, подвески-корабли.

Массивные цепи и изящные цепочки, подвески и медальоны, много колец и перстней. 

Со второй половины XVI века мужчины и женщины носили на шляпах броши и пряжки, изображения святых и вензели, сплетенные из букв имени. 

Дамы носили серьги в виде цветов из жемчуга, мужчины могли носить одну серьгу. 

Подвески обычно носились на цепочках, которые сами по себе были произведением ювелирного искусства: каждое звено представляло собой маленькую композицию из растительных мотивов или фигурок, богато украшенную эмалью и орнаментом.

В XVI веке в подвесках все больше главенствуют алмазы. 
При сочетании алмазов с цветными камнями, под них часто подкладывали цветную фольгу.

Украшения ювелиров эпохи Возрождения отмечены завершенностью композиций, фантазией, их отделка — тщательностью проработки.
Весьма популярными остались и камни. Сапфир, рубин, изумруд и т.п. 

Среди излюбленных типов ювелирных изделий Возрождения были нагрудные подвески и украшения к шляпам. Часто материалом для них служил кабошон неправильной формы или причудливая жемчужина. 

Имитация камней также процветала. (Собственно, именно это время и положило начало бижутерии, как такой)
Стеклянные камни были обычным явлением. 

Имитация алмазов из стекла, горного хрусталя или бесцветного циркона из Шри-Ланки тоже нашли свою нишу на рынке. 

В Венеции производство искусственного жемчуга вышло на такие серьезные обороты, что законодатели города вынуждены были сурово все это регламентировать: 10 лет изгнания и потеря правой руки.

В эпоху правления Медичи расцветает камнерезное искусство и искусство флорентийской мозаики. 
Во Франции прославилась школа лиможской эмали. 
Расцветает искусство эмалевой портретной миниатюры.

В Германии в этот период в ювелирных изделиях применяются, помимо драгоценных камней, скорлупа кокосового и других экзотических орехов, страусовые яйца, раковины наутилусов. 
Большой любовью в Германии пользовались жемчуг и кораллы с перламутром.

Исторические стили в украшениях от ренессанса до неоренессанса
Исторические стили в украшениях от ренессанса до неоренессанса

БАРОККО
Живописный и величественный стиль барокко (англ. Baroque) — «причудливый», «неправильный» в переводе с португальского — возник в 16 веке в Италии. 

Отличают его украшения с неправильной формы «барочной» морской жемчужиной.

Принято выделять Раннее барокко (1600-1660), Позднее барокко (1660-1725), и Рококо (1725-1775). 
(Мы дальше рассмотрим рококо как самостоятельный стиль. Он того стоит.)

Испанцы и французы диктовали свои политические условия Италии. Знать Италии компенсировала утрату власти демонстрацией трубящей роскоши (недопустимой в рамках предыдущего стиля — ренессанса). 

Барокко — это буйство оптимизма, подчинённое симметрии.

Чертам барокко присущи:
ясная конструктивность (когда масса выпуклых мелких элементов компонуется в ясно читаемый симметричный силуэт)
ритмичная композиция (соподчинение элементов друг другу и всему замыслу художника)
чёткие выпуклые рельефы
«плотный» растительный орнамент, яркость цвета

В ювелирных изделиях эпохи барокко самыми типичными были такие элементы как золото (реже – серебро), разноцветные эмали и яркие драгоценные камни или крупные жемчужины. 
Жемчужины были в моде морские, необычной, в том числе, вытянутой формы. 
Позднее за таким типом жемчуга закрепилось название «барочный жемчуг».

Представители знати носили длинные многорядные нити жемчуга, многодетальные серьги «жирандоль» (люстры) с тремя жемчужными подвесками. 
Крупными, или же небольшими брошами украшали декольте корсажа, талию. 
Жемчуг и камни нашивали на платье вместе с лентами.
Ажурные броши-склаважи крепили к шейной ленте или на глубоком декольте 
Характерны были крупные броши-букеты или переплетенные ветви. 
Брошь-бант – атласная лента с подвеской назовут «брошь де Севинье» (Помните «Три мушкетера»… Это она и есть)
Одежду и обувь украшали драгоценные пряжки.

Исторические стили в украшениях от ренессанса до неоренессанса
Исторические стили в украшениях от ренессанса до неоренессанса

РОКОКО 
На слух рококо (англ. Rococo) похоже на барокко, но на вид имеет внятные отличия. 
Родина рококо — Франция начала 18 века 
В отличие от итальянцев, французы не нуждались в иллюзии могущества. 

Рококо — камерный стиль. Сохранив живописность барокко, он отошёл от цветовой яркости, масштабности, симметричности. Линии стали плавными и асимметричными, часто напоминающими завитки раковин и латинскую S, пастельные тона, утончённость и камерность. 

По сравнению с ювелирным искусством времен барокко, в эпоху рококо украшения становятся более «фривольными» и воздушными. Создается ощущение, будто мотивы украшений просто не умещаются в заданную форму и стремятся оттуда вырваться.

Ювелиры переходят к «бриллиантовой» огранке алмазов (автором ее считают венецианца Винченцо Перуцци). Бриллиант первенствует. 

Теперь в моде оправлять его не в золото, а в серебро, пользуясь способом закрепки «паве» (pave) (когда изделие просто усыпано бриллиантами). 

В моду входят парюры (комплекты украшений, сходных по материалу, работе, рисунку). 
Популярны серьги «бриолез» с подвижно закрепленными длинными подвесками- «каплями» и «звёздами». 
Создают драгоценные «букеты».
XVIII столетие называют «веком цветка и алмаза».

Причёски дам весьма замысловаты. В моде подвижные ажурные шпильки -«цитернадель». 
Асимметричные эгреты (головное украшение с пером), изящные перья, а иногда и яркие бабочки. 

Появились «портбукеты» (ювелирные «вазы»-броши для букетов из живых цветов).

Не отставали и мужчины, украшая бриллиантами различные ордена, пряжки одежды и обуви, рукоятки шпаг, множество брелков.

Но витиеватый рококо уже имел в себе зёрна грядущего классицизма. 
Например — медальоны с эмалевыми миниатюрами; круглые или овальные, сдержанного декора.

Исторические стили в украшениях от ренессанса до неоренессанса
Исторические стили в украшениях от ренессанса до неоренессанса

КЛАССИЦИЗМ
Классицизм пришёл второй половине 18 века как спокойная уравновешенность форм, гармоничность пропорций, сдержанность и упорядоченность декора (словом, никакого буйства, даже симметричного). 

Применительно к ювелирному искусству, эпохой классицизма считается период примерно с 1760 по 1830 гг.
(не путать с современными изделиями в «классическом стиле»)

Причины появления этого стиля — усталость от придворной роскоши и мотовства, количественный рост представителей класса буржуазии, а также вполне конкретный импульс — раскопки в 1750-1760 гг. Геркуланума и Помпеи.

Черты классицизма — это греческий меандр, листья аканта и лавра или дуба, геометрически выверенные розетки и пальметты, медальоны и другие античные мотивы.

В эпоху расцвета классицизма с женщин схлынуло обилие драгоценностей.

На их место пришли круглые и овальные броши — ими закалывали модные кашемировые шали (носимые поверх тончайших одежд). 
В золотые оправы брошей вставляли античные камеи (резной камень или раковина), или эмалевые портретные миниатюры (в окружении мелких бриллиантов или жемчужин).

Очень большую роль в украшениях того времени сыграла наполеоновская война — после нее появился отдельный вид «траурных» украшений, например, медальоны с вплетенными волосами умерших родственников, либо эмалевые медальоны и кольца с мотивами скорби и памяти.

Большой ажиотаж вызывали старинные геммы (драгоценные камни с углублённой или выпуклой резьбой) из археологических раскопок того времени. Находки вставляли в броши, в кольца, серьги, пряжки, пояса и даже в ожерелья и диадемы. 

Кольца носили помногу, а на светских раутах порою на всех пальцах рук. 
Руки украшали множеством золотых обручей, часто с меандром.

Голову украшали золотыми обручами, часто с гравированным меандром (тип орнамента. Бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию.) . 
В особых случаях надевали роскошные диадемы с бриллиантами и жемчугом. Диадема задавала тон декору всех украшений комплекта. 

В начале XIX века в Европе и России, возродилась техника ажурной филиграни. 
Из скани составляли ожерелья, плели сетки для волос, собирали на филигрань детали браслетов и колье. Популярны были золотые и серебряные сканые серьги с грушевидной подвеской.

Исторические стили в украшениях от ренессанса до неоренессанса
Исторические стили в украшениях от ренессанса до неоренессанса

АМПИР ИЛИ «ИМПЕРСКИЙ» КЛАССИЦИЗМ 
Ампир называют завершающей фазой классицизма (первое десятилетие 19 века). 

Черты ампира — рельефные детали в виде четко прорисованных пальметт, львиных масок, грифонов, сфинксов, египетских мотивов или разнообразных эмблем военной тематики (спирали, щиты, дуги, орлы). 
Из флористики — гирлянды, лавровые и дубовые листья, колосья и снопы.
Стиль уверенного величия в рамках художественной гармонии. 

Во времена расцвета ампира очень ценились диадемы, как драгоценные, так и более скромные — в виде золотых лавровых венков либо венков из колосьев или дубовых листьев. 

По-прежнему большое значение имели камеи (не только античные, но и более позднего времени).

Волосы, уши, шея, руки, пальцы светской дамы и всё, что было можно, украшалось драгоценностями. 
Ожерелья и браслеты, драгоценные кольца, тяжелые серьги с подвесками.. 
В волосах — эгреты в виде двух симметричных перьев, скрепленных дорогим камнем, или гребень, убранный камнями либо камеями. 
Грудь подчеркивал драгоценный пояс, модные шали скрепляли брошью.

Ампир ушёл вместе с империей Наполеона, уступив место романтизму

Исторические стили в украшениях от ренессанса до неоренессанса

РОМАНТИЗМ
Романтизм можно рассматривать как общее мироощущение, как стремление к идеалу и свободе творчества.

Украшения романтизма носят порой сентиментальный характер.
Поскольку художественные стили и исторические эпохи не имели резких границ, перетекая из одной в другую, иногда не очень просто разграничить ювелирные изделия принадлежностью к одному стилю.

Романтизм — это «траурные украшения», памятные браслеты с миниатюрой в центре (сплетенные из волос любимых), или траурные кольца с вставками из гагата и оникса. 

Это медальоны, броши и браслеты «с секретом» — прядями возлюбленных или детей. Локоны скрывала крышка с эмблемами дружбы, любви или траура.

Мода на траурные (либо памятные) украшения вспыхнула с новой силой после смерти любимого мужа королевы Виктории, принца Альберта, и одновременно — начала Гражданской войны в Америке.

Памятные украшения стали в том числе делать из разных видов чёрных материалов, таких как гагат, чёрное стекло, оникс, черная эмаль или окрашенный рог. 

Таким образом, пришла мода на чёрный цвет сам по себе, сохранившаяся до наших дней.

Характерны для этого времени украшения из железа. 
После войны германские патриотки, отдавшие все свои драгоценности на борьбу с Наполеоном, украшали себя сталью.

Полудрагоценные и поделочные камни (агаты, малахит, сердолик, ониксы, кораллы), которые, как и раньше, идут на «дневные» украшения. 

С 1860-х годов возникла мода на гранаты и бирюзу. Мелкой бирюзой «осыпали» ветки и листья драгоценностей, а крупные, чистые камни в зубчатых оправах помещали в более парадные изделия.

На бальные парюры шли самые прекрасные и яркие драгоценные камни — изумруды, рубины, сапфиры и, конечно, алмазы. 

Из Бразилии пришли топазы экстра-класса, аметисты и аквамарины, которые не блёкли даже в окружении бриллиантов. 

Высоко ценились «русские камни» — уральские изумруды и александриты.

Вскоре бальные драгоценности украсили австралийские опалы, сапфиры Юго-Восточной Азии и пресловутые бриллианты из Южной Африки. 

Поражали солитеры — крупные бриллианты безупречного качества.

Но тяга к жемчугу осталась неизменной. Крупные жемчужины собирали в ожерелья и серьги, более мелкими обрамляли цветные драгоценные камни, камеи и миниатюры.

Исторические стили в украшениях от ренессанса до неоренессанса
Исторические стили в украшениях от ренессанса до неоренессанса

А дальше пошли «неостили» 19 века.

Парад неостилей XIX века открыла неоготика

Не заставил себя долго ждать стиль неорококо (второе рококо), это Наполеон III и Евгения 1852-1870 гг, это «стиль Луи-Филиппа» во Франции и «ранний викторианский стиль» в Англии период 1830-1840 годов. 

Дальше — больше: второй ампир, неоренессанс, необарокко, третье рококо, неоклассицизм… 

В России искусство середины и второй половины XIX века назвали обобщённо —ИСТОРИЗМОМ.

НЕОГОТИКА пришла в Европу из Англии, где в это время романтикой Средневековья грезили писатели, художники, архитекторы…

В моду вошли имитации изделий эпохи Средновековья, украшения из, упс…, чугуна.

Предпочтения при работе отдаются так называемым белым металлам. Наверное, такая любовь к белому цвету связана с тем, что светлый металл более выгодно подчеркивает мрачность и тяжеловесность черных камней, которыми инкрустируют готические изделия. 

Чаще всего используют оникс, но приветствуются и другие камни, которые добавляют яркость украшению. Камни, как и само ювелирное изделие, должны быть броскими вызывающими, массивными.

НЕОРОКОКО выразилось в увлечении буржуазии усыпанными красивыми камнями брошами-букетами на высоких стеблях и другими украшениями эпохи рококо. 
Новобогатеи обращались к неорококо (и барокко), желая особо парадных, вечерних украшений, пышных брошей-склаважей, брошей-бантов.

Стиль НЕОРЕНЕСАНС (основателем его считают Франсуа-Дезире Фроман-Мёриса, друга Виктора Гюго) — это украшения с объёмными деталями в виде сфинксов на концах браслетов, миниатюрные фигурки-статуи на булавках для галстуков и другие изделия с рельефными деталями, ферроньерки (налобное женское украшение времён Леонардо да Винчи). Ювелиры широко использовали эмали.

НЕОГРЕЧЕСКИЙ стиль (конец 1860-х годов) вводит мотивы и орнамент греческих и этрусских украшений. 
Камеи, мозаики, гравированный меандр, акант, пальметты вновь появились в кольцах, ожерельях, браслетах, брошах.

Золотые колье и серьги дополняли подвески в виде античных амфор (актуально и поныне). 
Узоры из мелкой зерни (поклон искусству этрусков) украсили браслеты и медальоны.

Античные корни имеет и мотив змеи, модный в середине века. Золотые змеи в камнях, жемчугах и эмалях, а иногда и сплетённые из волоса (!), обвивали дамам руки, шею, талию.

Пресмыкающиеся «подтянули» за собою птиц, зверей и насекомых. 

Вообще, тема «драгоценной флористики и анималистики» солировала тогда во весь голос. 

Сама королева Виктория, (смешав зоо-стиль с сентиментализмом) была хозяйкой ожерелья из зубов оленя, убитого супругом на охоте. Каждый зуб помечен датой, а на застежке начертано «застрелен Альбертом». 

Создавая зоо-украшения (с изображениями лебедей, орлов, ящериц, всевозможных насекомых), ювелиры следовали натуре, умело подбирая колорит камней.

Наконец, светская публика выдохнула — серпентарий сменился райским садом.

Это время создания новых сплавов металлов и новых способов огранки камней.
Изобретено гальваническое золочение и серебрение; применяют платину и полихромное золото; возрождаются и оттачиваются технологии ювелирной эмали. 
Приходит механизация изготовления изделий, что ускоряет и удешевляет производство.

Луи Франсуа Картье и Фредерик Бушерон выдержали испытание временем; их имена и сегодня на слуху.
Итальянский ювелир Пио Фортунато Кастеллани раскрыл секреты тончайшей зерни и филиграни. 

В России в это время трудились Леопольд Зефтиген, ювелиры семьи Болин и классик историзма в ювелирном творчестве, Карл Фаберже.

Но 19 век на исходе, в последнем его двадцатилетии уже ощутимо начало модерна — нового властителя улиц и афишных тумб, интерьеров и выставочных залов.
Но это тема уже другой статьи…

Поделиться:

Добавить комментарий