66549d50-5b1d-11e7-a462-000000000000-1200x675

Легендарное сокровище Великих моголов — Павлиний трон.

История хранит немало рассказов и преданий о знаменитых произведениях ювелирного и камнерезного искусства. Одни поражают тонкостью работы, другие завораживают сопутствующей цветистой легендой, третьи, в силу обстоятельств, обросли наслоениями полумифических суеверий.

Но очень немногие ценности властителей прошлого представляют собой сокровище в полном смысле этого слова.

К примеру, камея Гонзаго по сути является лишь резным куском многослойного оникса
Украшения британской, французской или русской короны потрясающи.
Яшмовая ваза-гигант из Эрмитажа прежде всего славится благодаря труду мастеров… 

Но есть в длинной череде исторических драгоценностей некий предмет, повторить который невозможно. Баснословное богатство в каждой его детали сразу же сделало его уникумом.

Некоторые исследователи до сих пор не могут поверить, что такая вещь действительно существовала на земле…

В начале 16-го столетия в Северной Индии власть взяла династия Великих Моголов, берущая начало от самого Тимура-Тамерлана, жестокого завоевателя, буквально помешанного на самоцветах. 

Слабости великого предка оказались наследственными – в течение двухсот лет своего существования династия копила в огромных количествах драгоценные камни, нередко неограненные и неоправленные. 

Фантастическая казна Великих Моголов была полна множеством великолепных алмазов, рубинов, сапфиров, изумрудов и жемчуга, часть которых поступало из знаменитых копей Голконды, часть – из покоренных соседних государств, с которыми Моголы вели непрекращающиеся кровавые войны.

И так, запомним…
Более двух веков Династия Великих Моголов хранила и умножала прекрасные сокровища, которые начал собирать ее основатель…

Потомок Тамерлана, Шах-Джахан, скучал. Причина скуки была проста — он не знал, чего пожелать. 

Был он сказочно богат, прекрасные женщины окружали его, не было у него ни в чем недостатка, и перед его армией трепетали не только враги, но и союзники. 

А шах скучал. 
Хотел он возвыситься над всеми смертными, хотел иметь то, чего не имеет ни один человек на земле.

Призвал Шах визиря, посмотрел на него, сдвинув брови.
— Я хочу иметь то, чего не имеет никто. Я хочу иметь то, что будет столетия напоминать о Величии Династии Моголов. Иди и думай! Три дня есть у тебя на раздумья, а если…
Шах-Джахан не договорил, а Визирь, пятясь, вышел. 

Прошло два дня и две ночи. 
Сидел Великий Визирь с мудрецами, думал думу, страшился гнева Шаха. 

И был среди мудрецов старик Хариби — старый, как сама старость, мудрый, как сама мудрость…
— Послушай, Визирь… — сказал Хариби на рассвете последнего дня.

И вот снова Великий Визирь стоит перед Шахом Джаханом, глаз не поднимает от пушистых ковров, голову склонил.
— Я знаю, что тебе нужно, Великий Шах.
Умолчал Визирь о том, что это придумал старик Хариби, не захотел делить с ним славу. 
Кивнул Шах, выпростал из-под халата богато расшитую туфлю. Приложился Визирь к туфле губами.

А потом началось невиданное. 
Выносились режущие блеском глаз самоцветы из сокровищниц Великих Моголов, грудами ссыпались на ковры золото и серебро. Со всей Индии спешили к Шаху лучшие ювелиры и камнерезы, скульпторы и художники.

Велел Шах не жалеть ни золота, ни серебра, ни прекрасных самоцветов. Чтобы создать символ могущества Великих Моголов — великолепный трон, такой, чтобы дыхание захватывало при взгляде на него, чтобы был он ослепительным. 

Велел Шах сделать спинку трона в виде хвоста удивительного индийского павлина — многоцветного, грациозного, неповторимого.

Изловили великолепную птицу, лишили перьев хвоста, стали бережно хранить эти перья, во избежание порчи помещать надолго в ледяную воду Райского потока Нехр-и-Бишт. Раскладывали перья чудесным узором, чтобы повторить его затем в точности.

Один за другим самоцветы складывались в удивительный рисунок. Спорили и чуть не дрались великие ювелиры и художники, брали один другого за бороды, споря о камнях. 

И порешили — не стоимость камня важна для Трона. 
Важно, чтобы искусством ювелирным поразил он, чтобы померкли перед его великолепием солнце и луна. 

Так рождался Павлиний Трон — истинное сокровище богатства и искусства, непревзойденная работа умельцев Индии, символ величия Моголов и услада для Шах-Джахана.

Ювелиры-мастера сумели воссоздать из яркого золота настоящее дерево — резное и ажурное. 

А спинку выполнили в виде хвоста павлина, и только очень уж пристальный глаз смог бы отличить его от настоящего. 

Рубины и сапфиры, множество других драгоценных камней шли в работу.

Что это?.. Кровавой каплей сияет на спинке трона рубин в сто карат
То ли каплей питьевой воды, то ли звездой, то ли слезой сияет вправленная в рубин жемчужина
Эмаль украшала подлокотники трона — нежная и перламутровая, переливчатая и прозрачная. 

Не было и нет равного этому произведению искусства, которое под страхом смерти, но и забываясь в то же время в работе, создали лучшие индийские ювелиры прошлого.

И вот… Представили Павлиний Трон взору Великого Шах-Джахана. 
И обрадовался Шах. Велел устроить грандиозное пиршество в честь символа своего богатства и могущества. 

А сам Павлиний Трон погрузили на спину белого слона. Воссел в него Шах-Джахан, и поехал по улицам Дели в сопровождении знати и воинов, в сопровождении музыкантов. 

Величественное и удивительное зрелище была эта процессия. Склоняли простолюдины колени, собирали пыль с земли, просили продлить годы Великому Шаху, призывали на него милость Богов.

…Такова легенда.

Результат же смог лицезреть известный французский путешественник Жан-Батист Тавернье, большой знаток и любитель камней. Лишь он, единственный из европейцев, был допущен в конце 17-го века в сокровищницу одним из императоров Аурангзебом, расположенную в тогдашней столице Агре. 

Записки Тавернье и послужили основанием для возникновения легенды о самом значительном в истории произведении ювелирного искусства – «Павлиньем троне».

Представьте себе скамью, сделанную из литого золота, покрытого цветными эмалями – шириной 1,2 м и длиной около 1,8 м.
На 50-сантиметровых ножках, это королевское ложе было сверху увенчано балдахином, покоящимся на двенадцати брусах-опорах. 

Уже одно это поразило впечатлительного француза. Однако золота он за свою жизнь наверняка перевидал немало. К тому же обычай золотить и дополнять золотыми деталями троны бытовал в ту пору и у европейских королей. 

Однако желтый металл стал лишь верхушкой айсберга. Дело в том, что и ножки, и брусы были буквально усеяны многочисленными самоцветами. 

Центральная часть каждого опорного столба была отмечена крестом, образованным то четырьмя плоскими изумрудами с рубином в центре, то окруженными рубинами изумрудом. 

Пространство между красными и зелеными камнями не пустовало – его покрывали сверкающие алмазы и крупные круглые белоснежные жемчужины.

Подушки, устилающие трон, ведущие к нему ступеньки и ножки также переливались и блестели. По подсчетам Тавернье, одних рубинов здесь было более 100 штук, и самый маленький весил 100 каратов, а изумрудов – под 200 экземпляров, весом до 60 карат. 

Балдахин внутри был усыпан алмазами и жемчугом, украшала его жемчужная бахрома.

А под самым сводом находился павлин с телом из золота, хвостом из васильковых сапфиров и горящим на груди большим рубином. 

С обеих сторон от павлина стояли диковинные золотые кусты, на которых «росли» драгоценные цветы и плоды.

И даже изнутри все части трона пестрели от чистой воды алмазов, рубинов и изумрудов. 

Кому-то такое «однообразие» может показаться и скучным. Но представьте себе, как сияли на солнце эти красные, зеленые и радужно-прозрачные кристаллы, оттеняемые мягким светом жемчужин и синими всплесками сапфиров. Ведь именно эти пять камней в Индии считались самыми желанными, и такое их количество было удивительным даже для этой богатой самоцветами страны. 

Последним штрихом являлись зонты от солнца, установленные в нескольких шагах от трона. Их рукоятки были инкрустированы рубинами и алмазами, красный бархат был расшит жемчугом.

По свидетельству путешественника, помимо «Павлиньего», Великие Моголы владели еще семью тронами, не такими дорогостоящими, но все же украшенными драгоценными камнями.

Минуло столетие, и на Агру напали, выжгли ее и разорили.
И пропали несметные богатства, а вместе с ними — и Павлиний Трон, равного которому по великолепию не сыскать во всем мире. 
Богата сокровищами была казна Великих Моголов, но Павлиний Трон был в ней главной ценностью.

Есть несколько версий исчезновения Павлиньего Трона. 

Одна убеждает, что захватчики, войска Надир-Шаха, попросту разобрали великое сокровище. Вырвали самоцветные камни, искорежили ажурную золотую ковку, безжалостно содрали алый бархат — и уничтожили сокровище. По кускам переплавили в кузницах, забрали себе остатки красоты.

Другая версия дает надежду на то, что когда-нибудь Павлиний Трон снова предстанет глазам ценителей искусства. 

По этой теории шедевр смог избежать гибели, был передан одной из торговых компаний Ост-Индии, а затем отправился в тайное путешествие — на остров Цейлон.

Уже оттуда, если верить представленной версии, Павлиний Трон хотели переправить в Великобританию — по всей видимости, заказчику. 

Для этого Сокровище Великих Моголов и было помещено в трюм корабля «Гросвенор»
Кто же знал, что сама стихия не даст ворам завладеть произведением искусства?

У мыса Доброй надежды корабль потерпел крушение и пошел ко дну. Моряки спаслись, но добрались до человеческого жилья немногие — кто-то погиб от зубов зверей, кто-то умер от голода. 
А Павлиний Трон исчез бесследно, словно его и не было.

Но эта версия дает все же надежду, что сокровище вернется. 
Были найдены и изучены записи капитана корабля, который, к сожалению, погиб одним из первых. 
В записях этих он упоминал, что везет некую огромную драгоценность, нечто неслыханное, феномен искусства и роскоши.

Разумеется, основываясь на этих записях и других исторических фактах, раз за разом водолазы погружались в темные воды, чтобы отыскать следы кораблекрушения. 
И находили — обломки штурвала, куски днища, поросшие склизкими водорослями мачты. 

Только драгоценностей не было среди этих улик, только Павлиний Трон не показывался на глаза отважным исследователям. 

Прошло не одно столетие с тех пор, как Павлиний Трон утрачен. Много лет не радует он взгляды утонченных ценителей искусства. Много лет люди лишены его удивительного блеска. 
И приходится признать вероятность того, что никогда Павлиний Трон к нам не вернется. 

Но, ведь, даже и фрагментов произведения искусства не было нигде встречено. Не появлялись на рынках рубины и сапфиры, украшавшие некогда Трон. 
Не продавало одно государство другому части великолепных подлокотников, покрытых остатками чудесной эмали. 

Вновь и вновь отважные исследователи погружаются в опасные воды моря у мыса Доброй Надежды. Вновь и вновь напряженно всматриваются — не мелькнет ли золотая ножка, не блеснет ли кроваво-красный удивительный камень? 
Может быть, когда-нибудь водолазам и улыбнется удача?..
Может быть…

Легендарное сокровище Великих моголов - Павлиний трон.
Поделиться:

Добавить комментарий