2-1200x675

Святые покровители красильщиков

Приблизительно в середине XIII века  святой Маврикий становится покровителем красильщиков.

Красильщики очень гордятся этим и охотно заказывают произведения искусства, которые изображают столь почитаемого святого.

Они представляют историю его жизни в живописи и на витражах, в мистериях и в процессиях, даже в геральдике.

Во многих городах на гербе цеха красильщиков красуется изображение святого Маврикия во весь рост, а цеховые статуты и уставы запрещают мастерам-красильщикам, соблюдающим древние и достохвальные обычаи, занимать своих работников и держать открытыми мастерские в праздник святого Маврикия.

Этот праздник отмечается в большинстве городов Западной Европы 22 сентября, когда Маврикий и его товарищи приняли мученический венец.

Святые покровители красильщиков
Святые покровители красильщиков

Кстати, что же мы знаем об этом святом…

Святой Маврикий, военачальник из Апамеи Сирийской, пострадал в 305 году при императоре Максимиане Галерии (305-311) вместе с сыном Фотином и подчиненными ему 70-ю воинами (из воинов известны по имени только два — Феодор и Филипп).

Во время гонения языческие жрецы донесли императору, что святой Маврикий распространяет веру во Христа.

Приведенные на судилище, святой Маврикий с сыном и его воины твердо и непоколебимо исповедали свою веру и не склонились ни на ласки, ни на угрозы.

Тогда их немилосердно били, жгли огнем и терзали железными крючьями.

Юношу Фотина, твердо переносившего истязания, усекли мечом на глазах отца.

Но и это жестокое испытание не сломило святого Маврикия, который возрадовался, что сын его сподобился мученической кончины.

Тогда мученикам придумали еще более изощренное истязание — их отвели на болотистое место, где были целые тучи комаров, ос, оводов, и привязали к деревьям, обмазав их тела медом. Насекомые жестоко жалили мучеников, томили жажда и голод.

Эти муки святые претерпевали в течение 10 дней, но не переставали молиться и славить Бога, пока, наконец, Господь не прекратил их страданий.

Злобный мучитель приказал отрубить им головы и бросить их тела без погребения, но христиане тайно ночью похоронили честные останки святых мучеников на месте их ужасной казни.

Святая Церковь возвела их в ранг Святых мучеников.

Кстати, Маврикий считался одним из владельцев Копья Судьбы.

И был…темнокожим…

Святые покровители красильщиков
Святые покровители красильщиков
Святые покровители красильщиков

Но вернемся к красильщикам.

Красильщики гордятся не только покровительством святого Маврикия.

У них есть и еще более могущественный заступник:

сам Иисус Христос.

Они вспоминают об одном из самых поразительных эпизодов в истории Спасителя о Преображении, когда Христос предстает перед своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном не в обычной земной одежде, а во всей славе своей, и рядом с ним были Моисей и Илия.

Не дожидаясь, когда Церковь официально объявит Преображение общим праздником (это случится только в 1457 году), они уже с середины XIII века заказывают художникам алтарные картины, на которых изображается преображенный Христос, в белых одеждах и с лицом, написанным желтой краской.

Святые покровители красильщиков

Однако иконография покровителя красильщиков не исчерпывается изображением Христа во славе.

Иногда, в частности на витражах, они представляют в этом качестве юного Христа, основываясь на эпизоде, рассказанном в одном из апокрифических евангелий, где говорится, что в детстве Он был учеником у одного тивериадского красильщика.

Святые покровители красильщиков

Этот эпизод, взятый из неканонических текстов, малоубедителен с богословской точки зрения, зато легче поддается интерпретации, чем Преображение.

До нас дошло несколько версий этой истории, как на латыни, так и на народных языках (в частности, на англо-нормандском), заимствованных из арабского и арамейского евангелий, повествующих о детстве Христа.

История существует в разных вариантах, но если не принимать во внимание расхождения (порой значительные) во всех этих текстах, в большинстве своем неизданных, рассказ о том, как юный Христос был учеником у красильщика, сводится к одной и той же сюжетной канве.

Вкратце ее можно изложить так.

Когда Иисусу исполняется семь лет, Мария и Иосиф решают, что мальчика пора обучить какому-нибудь ремеслу, и отдают его в ученики одному красильщику в Тивериаде.

Мастер (в одних источниках его зовут Израиль, в других Салем) показывает мальчику чаны с краской и рассказывает о свойствах каждого цвета.

Затем дает ему дорогие ткани, которые получил от богатых горожан, и объясняет, как окрасить каждую ткань в тот или иной цвет.

Поручив мальчику эту работу, он уходит в город по своим делам.

А в это время Иисус, забыв о наставлениях мастера и желая поскорее вернуться к родителям, кладет все ткани в один и тот же чан и бежит домой.

В чане была синяя краска (по другим источникам – черная или желтая).

Вернувшись, красильщик видит, что все ткани выкрашены в синий (черный, желтый) цвет.

В ярости он бросается к Марии и Иосифу, ругает Иисуса и кричит, что тот опозорил его на весь город.

Тогда Иисус говорит: «Не беспокойся, мастер, сейчас я придам каждой ткани положенный ей цвет».

Затем он снова погружает все ткани в тот же самый чан, потом достает их одну за другой, и оказывается, что каждая приобрела нужный цвет.

В некоторых версиях Иисусу даже не приходится снова погружать ткани в чан, чтобы придать им соответствующий цвет.

В других чудо совершается перед толпой любопытных, которые принимаются славить Бога и признают в Иисусе сына Божьего.

А еще есть версии (вероятно, самые ранние), где Иисус не ученик красильщика, а просто маленький озорник: вместе с другими мальчишками-сорванцами он тайком проникает в мастерскую, которая находится рядом с родительским домом, и шалости ради бросает в один и тот же чан все ткани и одежды, которые надо было окрасить в разные цвета.

Но он сразу исправляет последствия своего проступка и придает каждой ткани самый устойчивый и приятный для глаз цвет, какой только можно увидеть.

Наконец, еще в одной версии Иисус бросает ткани в чан, когда они вместе с матерью просто заходят в мастерскую тивериадского красильщика, и это Мария просит сына исправить сделанное, словно уже знает, что он способен творить чудеса.

Но какую бы из этих версий мы ни предпочли, эпизод с мастерской красильщика мало отличается от других рассказов о чудесах, которые Христос совершал в раннем детстве, во время бегства в Египет или уже по возвращении в Назарет.

Святые покровители красильщиков
Святые покровители красильщиков

В канонических евангелиях об этом нет ни слова, зато в апокрифах сказано очень много.

 Отцы Церкви всегда относились к ним с большим недоверием.

Что же касается их смысла, тут возможны различные толкования.

Для средневековых красильщиков, которых прочие ремесленные цехи презирали, а народ ненавидел и боялся, важнее всего напомнить, что в детстве Господь заходил в мастерскую красильщика.

А значит, зайти в такое место после него – великая честь для всякого: это ремесло, которое многие напрасно недооценивают или даже считают позорным, дало возможность Иисусу совершать чудеса.

Святые покровители красильщиков

Кстати, раз заговорили о красильщиках…

Начиная с XIII века разработано множество документов, в которых описываются организации красильщиков, указывается местонахождение их мастерских, разъясняются их права и обязанности.

Приводится перечень дозволенных и запрещенных красителей.

У красильщиков также существует специализация по окрашиваемым тканям (шерсть, шелк, лен, конопля, а в нескольких городах Италии еще и хлопок) и по используемым красителям или группам красителей.

Согласно установленным правилам, мастер не имеет права работать с тканями или с красками, на которые у него нет разрешения.

Например, с XIII века красильщик, работающий с шерстью, имея разрешение окрашивать в красный цвет, не может окрашивать в синий, и наоборот.

Правда, «синие» красильщики часто окрашивают еще и в зеленые и черные тона, а «красные» работают с белым и всеми оттенками желтого.

А в некоторых городах Германии и Италии (Эрфурт, Венеция, Лукка) красильщики разделяются не только по цветам, но еще и по красителям — каждая группа может использовать один-единственный.

В других городах (например, в Нюрнберге) в каждой цветовой группе различают тех, кто окрашивает в обычные тона, и красильщиков высшей категории. Последние используют дорогостоящие красители, которые благодаря их искусству глубоко пропитывают волокна тканей.

Вот так все не просто было в те далекие времена…

Святые покровители красильщиков
Святые покровители красильщиков
Святые покровители красильщиков
Поделиться:

Добавить комментарий