74c1766b07a70c2178416d0994b86ebc063fea16-1200x675

Великий «Дом Фаберже»…

Ювелирное дело – одна из древнейших профессий, как ни странно это звучит.

К сожалению, мы не знаем имен тех, кто вырезал камею Гонзага или вставлял аквамарины в убор Гизеллы, плавил золото троянских ожерелий или гранил камни для Павлиньего трона…

Но есть ювелиры и камнерезы которых мы помним – Хлебников, Дюваль, Картье, Мартелли, Челлини, Бушерон, Тиффани, Лалик и многие другие.

И среди них есть одна фамилия, что известна во всем мире. За ней  стоит человек, олицетворяющий величайшую эпоху ювелирного искусства России.

 Фаберже… 

Великий "Дом Фаберже"...

На самом деле, Фаберже – не один человек.

Это семейная фирма, маленькая ювелирная империя, где в работало несколько поколений потрясающих ювелиров.

Основана она была в 1842 году, когда Густав Фаберже, уроженец города Пярну (нынешняя Эстония), открыл в Санкт-Петербурге магазин «золотых и бриллиантовых вещей».

Дела шли прекрасно.

Но настоящая слава пришла к семье Фаберже, когда дело в 1872 г. возглавил сын Густава Карл.

Именно при нем маленький магазинчик перерос в самое крупное на тот момент ювелирное предприятие в России, имевшее филиалы в Москве, Одессе, Киеве и даже Лондоне.

Позже к нему присоединились младший брат Агафон и сыновья Александр и Евгений.

Великий "Дом Фаберже"...

Слава Дома Фаберже была абсолютно заслуженной. Тончайшая ювелирная работа, искусные технологии обработки металла и камня сочетаются в их изделиях с великолепным художественным вкусом.

В 1885 году Фаберже стали официальными поставщиками Императорского Двора, создав для царской семьи немало шедевров ювелирного искусства.

 Принимали заказы они и от частных заказчиков.

Принципом Фаберже было отсутствие копий.

Ни одно изделие не повторялось дважды. Даже если заказчик уговаривал создать копию, мастер все равно старался внести изменения, превзойти предыдущее изделие по красоте.

Эта постоянное самосовершенствование быстро возвело Дом Фаберже в разряд величайших ювелирных фирм своего времени, признанных не только в России, но и в Европе, и Америке. 

Дом Фаберже называли «культурной губкой».

Великий "Дом Фаберже"...

В его произведениях сочетались мотивы самых разнообразных художественных направлений — пышный ампир, романтическая готика, плавное Ар Нуво, пряный Восток, и, конечно, русский национальный стиль.

Вопреки распространенному мнению, что все изделия Фаберже роскошны и безумно дороги, изготовлены из редких и ценных материалов, это не соответствует действительности.

На самом деле визитной карточкой Дома было умение заставить камень открыться во всей красе. Многие вещицы были не так уж и дороги.

Например, знаменитые пасхальные яйца были в несколько раз дешевле, чем бриллиантовые ожерелья европейских ювелиров того времени.

Карл Фаберже говорил:

«Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга».

Великий "Дом Фаберже"...

Постоянный поиск новых решений приводил к использованию и недрагоценных металлов рядом с изумрудами и бриллиантами.

Или цветного стекла, и российских самоцветов…

А, уж, рядом с золотом непременно присутствовали серебро и платина. 

Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...

Одной из характерных черт Дома Фаберже было использование так называемого «русского стиля», очень популярного в конце 19 – начале 20 веков.

Это бриллиантовые кокошники и чарки из самоцветов и серебра как у славянских князей, которые удивляли заморских гостей.

А яркие подвески, в которых сочетание изумрудов, сапфиров и рубинов создавало празднично-ярмарочное настроение…

Православная символика также пользовалась вниманием Дома.

Для церквей и монастырей Кремля Фаберже создавал золотые оклады для икон, кресты, обложки для Евангелий,  панагии и литургические наборы.

Все они были изготовлены в старорусском стиле, в точности напоминая предметы 12 – 15 веков, но гораздо более искусно сделанные, обильно украшенные традиционными для того времени камнями, красочными эмалями, тончайшей сканью, выложенной в стилизованный растительный орнамент, и металлическими резными узорами.

Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...

Традиционная для Древней Руси обработка металла вообще характеризует изделия Фаберже «старорусского» стиля.

Эти серебряные ковши и братины, инкрустированные драгоценными камнями, украшенные лепными цветами и чудо-птицами, порой сплошь покрытые яркими разноцветными  эмалями, поражают глаз искусностью стилизации. 

Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...

Даже самые знаменитые изделия Дома – пасхальные яйца с сюрпризами – тоже являются продолжением национальной традиции.

Ведь именно в России был популярный обычай дарить на Пасху крашеные яйца-«писанки».

Из яиц настоящих в 19-м веке вырос «рынок» пасхальных яиц из дерева, фарфора, а потом самоцветов и металла.

Но произведения Фаберже затмили всех конкурентов, ведь Дом изготавливал подарки для членов царской семьи.

Исключение было сделано только для богатейшего предпринимателя Кельха – ему Фаберже изготовили семь яиц.

Первое яйцо Фаберже было сделано в подарок супруге Александра III Марии Федоровне, и так ей понравилось, что заказы стали постоянными.

Каждый год, весной Фаберже удивляли Императора новым яйцом, внешний вид которого и, главное, содержащийся внутри «сюрприз» хранились втайне от заказчика. 

Многие из низ изготавливались в память каких-либо значимых событий.

Великий "Дом Фаберже"...

Так, в яйце из гелиотропа, покрытом золотыми цветами, скрывается на подставке из аквамарина, символизирующего гладь моря, золотая модель крейсера «Память Азова», на котором сыновья Александра III совершили длительное путешествие по Востоку.

Великий "Дом Фаберже"...

А в другом, серебряном, украшенном эмалью яйце, хранится золотая заводная миниатюрная модель поезда, что знаменует создание Сибирской магистрали.

Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...

Золотое, покрытое прозрачной эмалью яйцо, которое подарил Александре Федоровне Николай II вскоре после событий на Ходынском поле, стоит на золотой модели Московского Кремля.

Великий "Дом Фаберже"...

А своей матери Николай преподнес яйцо из горного хрусталя с серебряными деталями и гравировкой, где скрывается золотая модель памятника ее мужу Александру III.

Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...

Совсем аскетично яйцо, подаренное Николаем жене перед самой Революцией изготовлено из стали, лишено декора, единственными деталями служат золотая корона наверху и гербы по бокам. Подставка сделана в форме четырех снарядов на постаменте из нефрита.

Великий "Дом Фаберже"...

Были и другие типы яиц.

Многие из них посвящены «семейной» теме и украшены миниатюрными портретами членов императорской семьи.

Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...

Есть яйца «цветочные»…

Например, «Клевер» из ажурного золота, словно сотканный из зеленых эмалевых листочков клевера с бриллиантами и рубинами.

Великий "Дом Фаберже"...

Или «Ландыш» розового цвета, вокруг которого «вырастают» жемчужные ландыши.

Великий "Дом Фаберже"...

 «Анютины глазки» из нефрита, покрытое одноименными цветками из драгоценных камней.

Великий "Дом Фаберже"...

Яйца-часы, яйца-музыкальные шкатулки, яйца, внутри которых то модели дворцов и яхт, то фигурки птиц и животных…

Удивительное разнообразие фактур, оболочка то из самоцветов, то из металла, трудоемкие «сюрпризы» сделали яйца Фаберже настоящей легендой.

Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...

Всего ими было создано пятьдесят семь яиц.

Но на сегодняшний день в Российских музеях осталось лишь десять. Остальные были проданы в первые годы Революции за бесценок за границу, и осели в коллекциях европейских королевских домов или американских миллионеров, всегда питавших к Фаберже большую слабость. 

Великий "Дом Фаберже"...

Однако пасхальные яйца не единственная сфера деятельности, сделавшая Фаберже знаменитыми.

Очень много члены Дома работали с российскими самоцветами – фигурки из резного камня были одной из существенных статей дохода.

Маленькие обезьянки, тюлени, мышки, носороги, собачки…

 «Зоопарк» Фаберже был огромен, и для каждого животного подбирался камень, наиболее точно передающий его естественный окрас.

Например, для поросенка – розовый кварц, для тюленя – обсидиан, для рыбки-карпа – оранжевый сердолик …

Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...

Очень любили в Доме Фаберже горный хрусталь.

Его использовали повсеместно, иногда сам по себе, делая фигурки совсем прозрачными, иногда с глазками из других драгоценных камней.

Еще одна серия – самоцветные статуэтки людей в национальной одежде народов России, а также «характерные» работы, показывающие людей разного социального уровня в привычных для них делах – дворник, певица, музыкант.

Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Rare Faberge Figurine Discovered in the Attic Sold for $5.2 Million
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...



Еще одна область использования самоцветов в работе Фаберже – потрясающие воображение «каменные цветки», помещенные в «вазочки» из горного хрусталя, так искусно вырезанные, что в них будто бы налита вода.

Стебельки изготовлены из золота и серебра, листики – из нефрита, лепестки окрашены эмалями и тщательно отполированы,  так что цветок действительно кажется «живым».

Например, известен букет «Анютины глазки», где в каждом цветке скрывается миниатюра с портретом членов царской семьи.

«Одуванчик» сделан из золота и серебра, а к тычинкам приклеен натуральный цветочный пух. Серия одуванчиков была особенно популярна.

Золотые корзинки с ландышами, веточки рябины и кактусы в горшочках собирали не только русские дворяне, но и европейские аристократы.

Особенно любила цветы Фаберже английская королева Александра, сестра русской императрицы Марии Федоровны. 

Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...

Для большинства ювелирных украшений Фаберже характерно следование стилю ар деко – изогнутые линии, причудливое сочетание экзотических восточных мотивов и растительных орнаментов, использование «натуралистической» темы.

Много у него брошей в виде насекомых и птиц, веточек и цветов.

Блестящие подвески – характерные для Фаберже произведения – поражают орнаментами и симметрией, в то же время напоминая старинные украшения Средневековья своей массивностью.

Часто детали несколько укрупнены, в противовес изящным статуэткам и яйцам, чрезвычайно пышные и сразу бросаются в глаза. Камни используются в основном крупные и дорогие.

Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...

Интересная часть работ Дома  Фаберже – изделия практического назначения.

Среди них особенно хорошо продавались портсигары из золота, серебра и платины, украшенные гравировкой или переливающимися эмалями, которые могли имитировать  рыбью чешую, перламутр, шелк, и инкрустированные драгоценными камнями, либо покрытые цветочно-растительными узорами в русском стиле.

Лорнеты и лупы из золота и полудрагоценных камней, ручки для зонтиков, печати, рамки для фотографий, ножи для письма, корпусы часов, мундштуки и пепельницы вырезали из родонита, яшмы, горного хрусталя, сердолика, нефрита, топаза, лазурита и т.д.

Ручка зонта могла иметь форму женской головки, блюдо быть словно выложенным яшмовыми смородиновыми листьями, а шляпка «гриба» из хрусталя отшлифована так, что камень стал золотистым и шероховатым.

Туалетные шкатулки могли быть целиком сделаны из самоцветов или серебряными с эмалевым «ситцевым» покрытием, а вечерние сумочки создавались из золота и серебра подвижного «кольчужного» плетения.

Серебряная посуда – еще одна сфера деятельности Дома Фаберже, где часто, сочетая металл с горным хрусталем, ювелиры добились непревзойденных высот.

Матовый блеск серебра оттенялся объемными изображениями растений, словно вьющихся по поверхности металла. 

Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...
Великий "Дом Фаберже"...



Об изделиях Фаберже можно писать бесконечно.

Каждое в отдельности достойно подробного описания, а широкий ареал деятельности, захвативший ювелирные украшения и камнерезное дело, столовое серебро и церковную утварь, августейшие подарки и недорогие безделушки, потребует огромного печатного объема.

И очень жалко, что блестящая история российского Дома Фаберже оказалась такой короткой.

 В 1917 году Карл Фаберже уехал из Петербурга сначала в Ригу, а оттуда пароходом в Европу.

Всего через три года он умер в Лозанне, а сыновья, последовавшие за отцом в эмиграцию, попытались возродить его дело в Париже, где была открыта мастерская “Faberge & Cie”.

Там ремонтировались и переделывались старые изделия и изготавливались новые по сохранившимся эскизам.

Через какое-то время лицензия на использование торговой марки Фаберже была продана.

В разное время под ней работали разные фирмы, и предпоследним владельцем была транснациональная компании Unilever, производившая под маркой Фаберже столовое серебро и хрусталь в «русском» стиле и ювелирные украшения.

Изделия Дома Фаберже никогда не были самыми дорогими из всех  существующих.

И вместе с тем, его изделия всегда отличали  искусная ручная работа и огромный талант.

Великий "Дом Фаберже"...
Поделиться:

Добавить комментарий